Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 1
Занятие 18. Слова, обозначающие действия предметов
Цель: уточнить представления учащихся о глаголах; формировать умение выделять глаголы из речи, изменять глаголы по временам (по образцу, без терминологии), подбирать синонимы к глаголам; развивать внимание, мышление, артистические способности, речь.
На прошлом занятии мы работали со словами, обозначающими предметы (именами существительными). Сегодня нас ждет встреча со словами, обозначающими действия.
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делать? Что делает? Что делают? Что делал? Что сделал? Что будет делать? Что сделает? называются глаголами.
Задание 1. Послушайте стихотворение. Назовите слова, обозначающие действия, упомянутые в данном стихотворении Н. Анишиной.
А глагол всегда в работе,
В напряжении, в заботе,
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать —
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» — есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.
Задание 2. Впишите в клеточки слова, обозначающие действия предметов.
Измените глаголы по образцу (устно):
МАМА (что делала?) мыла, (что сделает?) вымоет.
Ответ: Лежала, ляжет. Вязала, свяжет. Рисовал, нарисует. Играла, сыграет. Читал, прочитает. Слушал, послушает.
Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоём,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьём.
А в окошко льётся песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
Задание 3. Устно придумайте предложения, соединив два имени существительных глаголом.
1. Гвоздь — молоток.
2. Книга — стол.
3. Соль — суп.
4. Медведь — берлога.
5. Деньги — банк.
6. Сено — луг.
7. Дом — крыша.
8. Дождь — зонт.
9. Корова — радуга.
10. Круг — овал.
11. Каша — масло.
12. Вода — кувшин.
13. Коза — шерсть.
14. Лампа — стол
15. Календарь — страница
Примеры. 1. Гвоздь забили молотком. 2. Книга лежит на столе. 3. Соль насыпали в суп. 4. Медведь спит в берлоге. 5. Деньги хранят в банке. 6. Сено сохнет на лугу. 7. У дома развалилась крыша. 8. От дождя укроюсь под зонтом. 9. Корова увидела радугу. 10. Круг заменю овалом. 11. Кашу не испортишь маслом. 12. Воду набрали в кувшин. 13. Коза даёт шерсть. 14. Лампа стоит на столе. 15. Из календаря вырвали страницу.
Задание 4. Из каждой строки выпишите только русские буквы. Разделите запись вертикальными чёрточками на слова. Прочтите фразеологизм. Объясните его значение.
Ответ: Пыль в глаза пускать. (Хвастаться, набивать себе цену.)
Подошло время занимательного привала.
Помогите улитке выбраться из лабиринта.
Улитка
По траве она ползёт,
Теремок с собой везёт.
Если что-то вдруг случится,
В теремке успеет скрыться.
Представьте себя артистами на сцене. Нужно изобразить следующие действия.
> Спеть песню «чужим» голосом.
> Изобразить кукарекающего петуха.
> Изобразить с помощью жестов и мимики, как вы загораете на пляже.
> Поговорить со своими уставшими ножками.
> Разыграть сцену подглядывания и подслушивания в замочную скважину.
> Изобразить зайчика.
> Показать выступление фигуриста в одиночном катании.
> Любым способом рассмешить одноклассника.
> Успокоить самого себя, переживающего за полученную двойку.
Продолжаем работать над глаголами.
Задание 5. Подберите к данным глаголам, синонимы.
Мишуткина академия
Задание 1. Как правильно сказать? Отметьте выбранный ответ.
Скалить глаза, хмурить брови, щурить зубы.
Щурить глаза, хмурить брови, скалить зубы.
Хмурить глаза, скалить брови, щурить зубы.
Задание 2. Кто из данных людей не музыкант? Подчеркните правильный ответ.
Пианист гармонист трубочист флейтист
Задание 3. Мальчику подарили щенка. Как только мальчик увидел его, то сразу назвал Бубликом. Какой хвост у Бублика? Подчеркните правильный ответ.
Трубой колечком прутом обрубленный
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».