Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 2
Занятие 19. Слова, обозначающие признаки предметов
Тетрадь 2
Занятие 19. Слова, обозначающие признаки предметов
Цель: уточнить представления учащихся об именах прилагательных; формировать умение различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету, называть прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы; развивать внимание, мышление, воображение, речь.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.
Сегодня мы поговорим о словах, обозначающих признаки предметов. Они отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? и называются именами прилагательными. Например, красная гвоздика, морской берег, цветной фильм. Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной.
Задание 1. Вставьте вместо пропусков подходящие имена прилагательные из слов для справок.
Вылез из норы толстый лентяй барсук. Даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.
Все звери и птицы, и крохотные букашки слушали песню жаворонка, и все, наверное, думали об одном: о том, что сейчас уже не страшна лютая зима, что нечего было её бояться, потому что всегда вслед за зимним ненастьем наступают светлые вешние дни.
По Г. Скребицкому
Слова для справок: зимним, толстый, светлые, огромный, крохотные, лютая.
Задание 2. Разделите слова на 4 группы, соединив линиями имена прилагательные с названиями групп.
Ответ: По цвету: зелёный, розовый. По размеру: огромный, маленький. По вкусу: сладкий, горький, кислый. По форме: круглый, овальный, квадратный.
Задание 3. Вставьте пропущенное слово, соблюдая тот же принцип, что и в предыдущей строке.
Прекрасный — замечательный,
Правдивый — ... (честный)
Мягкий — твёрдый,
Сильный — ... (слабый)
Светлый — тёмный,
Больной — ... (здоровый)
Красный — алый
Боязливый — ... (трусливый)
Задание 4. Узнайте предмет по его описанию. Тема: «Школьные принадлежности».
Вместительный, удобный, ученический... (ранец).
Длинная, деревянная, плоская ... (линейка).
Разноцветные, деревянные, отточенные ... (карандаши).
Маленькая, прямоугольная, стирающая ... (резинка).
Фиолетовый, тонкий, шариковый ... (стержень).
Тонкая, клетчатая, глянцевая ... (тетрадь).
Пластмассовая, цветная, гелевая ... (ручка).
Ученический, обязательный, фиксирующий ... (дневник).
Акварельные, медовые, многоцветные ... (краски).
Многостраничный, мудрый, изучаемый ... (учебник).
Задание 5. Подчеркните лишнее имя прилагательное в каждой строке.
Добрый, смелый, ласковый, нежный.
Жёлтый, синий, светлый, розовый.
Хороший, культурный, замечательный, отличный.
Сообразительный, красивый, симпатичный, очаровательный.
Занимательный привал!
Найдите лишние бусы. Объясните свой выбор.
Варианты ответа:
а) 2, так как бусы отличаются от других своим размером;
б) 4, так как тёмная бусинка — четвёртая по счёту в то время как остальные занимают третью позицию;
в) 5, так как количество бусинок больше, чем в других вариантах.
Раскрасьте рисунок.
Продолжаем работать по теме занятия.
Задание 6. Образуйте (устно) новые словосочетания по образцу: «Шапка из меха — меховая шапка».
Гора из снега — ... (снежная гора).
Торт из шоколада — ... (шоколадный торт).
Цветы, растущие в поле — ... (полевые цветы).
Свитер из шерсти — ... (шерстяной свитер).
Автобус, принадлежащий школе — ... (школьный автобус).
Изделия из муки — ... (мучные изделия).
Домик на даче — ... (дачный домик).
Кувшин из глины — ... (глиняный кувшин).
Задание, выполненное дома — ... (домашнее задание).
Мёд из липы — ... (липовый мёд).
Поляна, состоящая из цветов — ... (цветочная поляна).
Игрушки из резины — ... (резиновые игрушки).
Журавлик из бумаги — ... (бумажный журавлик).
Озеро в лесу — ... (лесное озеро).
Пора сенокоса — ... (сенокосная пора).
Улыбка радости — ... (радостная улыбка).
Взгляд, полный внимания — ... (внимательный взгляд).
Капель, которая бывает весной — ... (весенняя капель).
Глаза, в которых светится удивление — ... (удивлённые глаза).
Трава, растущая на лугу — ... (луговая трава).
Жители села — ... (сельские жители).
Мишуткина академия
Задание 1. Назовите вкусный и полезный напиток из трёх предлогов. Подчеркните правильный ответ.
Компот кисель сок кофе
Ответ. Сок (с-о-к).
Задание 2. Узнайте части двух слов, являющихся названиями предметов, которые можно найти на кухне. Запишите их.
Холорубка — ... (холодильник, мясорубка).
Солонайник — ... (солонка, чайник).
Кастрюдце — ... (кастрюля, блюдце).
Задание 3. На каждую букву слова «редис» придумайте слова — названия растений.
Р |
Е |
Д |
И |
С |
Примеры.
Р |
Е |
Д |
И |
С |
роза |
ежевика |
дыня |
ива |
слива |
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».