Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 2
Занятие 20. Игротека

Цель: формировать умение различать части речи, одушевлённые и неодушевлённые предметы, подбирать синонимы к словам, образовывать словосочетания по образцу; развивать внимание, мышление, воображение, артистические способности, речь.

Приглашаю вас, друзья, в игротеку. Сегодня мы повторим имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Задание 1. Игра «Собери слова в лукошко». Представьте себе волшебную страну, в которой есть всё, что существует в мире. Стоит только окликнуть слово — и оно окажется у вас в лукошке. Кто больше имён существительных на тему «В ванной» соберёт в своё воображаемое лукошко, тот и победит.

Примеры. Ванна, раковина, душ, полотенце, мыло, шампунь, зеркало, мочалка, паста, щетка, шторка ...

Задание 2. Послушайте ряд имён существительных. Вспомните и запишите только первую букву каждого слова в том же порядке. Прочтите получившееся слово. Что оно обозначает: предмет, признак предмета или действие предмета?

Град, резьба, улица, зной. (Груз — предмет.)

Облако, чайник, кит, избушка. (Очки — предмет.)

Котлета, уксус, пальма, игры, лошадь. (Купил — действие предмета.)

Сова, иголка, новости, ирис, йод. (Синий — признак предмета.)

Ева, сыр, торт. (Ест — действие предмета.)

Задание 3. Угадайте предмет по его признакам. Скажите, одушевлённый это предмет или неодушевлённый.

Пронумерованная, перевёрнутая, следующая ... (страница — неодушевлённый).

Еловая, продолговатая, коричневая ... (шишка — неодушевлённый).

Большой, сильный, косолапый ... (медведь — одушевлённый)

Натуральный, сладкий, фруктовый ... (сок — неодушевлённый).

Шумная, болтливая, стрекочущая ... (сорока — одушевлённый)

Звонкий, прозрачный, журчащий ... (ручей — неодушевлённый).

Смешной, развлекающий, рыжий ... (клоун — одушевлённый).

Яркое, палящее, лучистое ... (солнце — неодушевлённый).

Длинная, ползающая, шипящая ... (змея — одушевлённый).

Задание 4. Прочтите стихотворение. Подчеркните в нём слова, обозначающие действия (глаголы).

Глаголы-помощники

Под корягой гриб стоял.

На ветру листок плясал.

На цветке пчела сидела.

А на ветке птица пела.

Лопотал ручей в корнях,

Спали бабочки на пнях.

Пил жучок с листка росу

Жарким днём в густом лесу.

Всё летало, спало, пело

И по делу, и без дела.

Птица, бабочки, листок —

Каждый действовал как мог.

В этом действии веселом

Помогали им глаголы.

    Л. Яхнин

Задание 5. Образуйте (устно) новые словосочетания, используя только ласковые слова, по образцу: «Вкусное яблоко — вкусненькое яблочко».

Синий цветок — (Синенький цветочек).

Старая ваза — (Старенькая вазочка).

Здоровый ребёнок — (Здоровенький ребёночек).

Тонкая ветка — (Тоненькая веточка).

Лёгкий ветер — (Лёгонький ветерок).

Добрый дед — (Добренький дедушка).

Светлая полоса — (Светленькая полосочка).

Хитрый человек — (Хитренький человечек).

Тёплое одеяло — (Тёпленькое одеяльце).

Страшный волк — (Страшненький волчок).

Тонкий пояс — (Тоненький поясок).

Задание 6. Соедините линиями имена прилагательные — синонимы.

Ответ: Дорогой — ценный, ключевой — родниковый, молодой — юный, большой — огромный, молчаливый — безмолвный, основной — главный, спелый — зрелый.

Наступило время занимательного привала.

Найдите двух одинаковых зайцев. Раскрасьте их.

Изобразите действия с помощью жестов и мимики как можно артистичнее.

◊ Ты выполняешь упражнения на гимнастической скамейке.

◊ Ты на рыбалке.

◊ Ты собираешь осенние листья, любуешься ими, пытаешься представить себя падающим листом.

◊ Ты делаешь уборку в квартире.

◊ Ты лепишь снеговика.

◊ Ты на Новогоднем утреннике: водишь хоровод вокруг ёлки, зовёшь Снегурочку, танцуешь танец снежинок.

Задание 7. Распределите слова в три группы с помощью линий.

Ответ: (кто? что?) — зелёнка, улыбка, плакса; (что делает? что сделает?) — зеленеет, улыбается, плачет; (какой? какая? какое? какие?) — зелёный, улыбчивый, плаксивый.

Задание 8. Решите криптограмму. О каждом слове разгаданной пословицы скажите, что оно обозначает: предмет, действие предмета или признак предмета.

Криптограмма.

Ключевые слова:

— ... день, — так говорим мы, приветствуя знакомых. (Добрый.)

— самый кислый из цитрусовых. (Лимон.)

— согласно пословице, в огне не горит и в воде не тонет. (Правда.)

— от этого слова образовалось имя Золушка. (Зола.)

Ответ. Добро помни, а зло забывай.

Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.