Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 2
Занятие 20. Игротека
Цель: формировать умение различать части речи, одушевлённые и неодушевлённые предметы, подбирать синонимы к словам, образовывать словосочетания по образцу; развивать внимание, мышление, воображение, артистические способности, речь.
Приглашаю вас, друзья, в игротеку. Сегодня мы повторим имена существительные, имена прилагательные и глаголы.
Задание 1. Игра «Собери слова в лукошко». Представьте себе волшебную страну, в которой есть всё, что существует в мире. Стоит только окликнуть слово — и оно окажется у вас в лукошке. Кто больше имён существительных на тему «В ванной» соберёт в своё воображаемое лукошко, тот и победит.
Примеры. Ванна, раковина, душ, полотенце, мыло, шампунь, зеркало, мочалка, паста, щетка, шторка ...
Задание 2. Послушайте ряд имён существительных. Вспомните и запишите только первую букву каждого слова в том же порядке. Прочтите получившееся слово. Что оно обозначает: предмет, признак предмета или действие предмета?
Град, резьба, улица, зной. (Груз — предмет.)
Облако, чайник, кит, избушка. (Очки — предмет.)
Котлета, уксус, пальма, игры, лошадь. (Купил — действие предмета.)
Сова, иголка, новости, ирис, йод. (Синий — признак предмета.)
Ева, сыр, торт. (Ест — действие предмета.)
Задание 3. Угадайте предмет по его признакам. Скажите, одушевлённый это предмет или неодушевлённый.
Пронумерованная, перевёрнутая, следующая ... (страница — неодушевлённый).
Еловая, продолговатая, коричневая ... (шишка — неодушевлённый).
Большой, сильный, косолапый ... (медведь — одушевлённый)
Натуральный, сладкий, фруктовый ... (сок — неодушевлённый).
Шумная, болтливая, стрекочущая ... (сорока — одушевлённый)
Звонкий, прозрачный, журчащий ... (ручей — неодушевлённый).
Смешной, развлекающий, рыжий ... (клоун — одушевлённый).
Яркое, палящее, лучистое ... (солнце — неодушевлённый).
Длинная, ползающая, шипящая ... (змея — одушевлённый).
Задание 4. Прочтите стихотворение. Подчеркните в нём слова, обозначающие действия (глаголы).
Глаголы-помощники
Под корягой гриб стоял.
На ветру листок плясал.
На цветке пчела сидела.
А на ветке птица пела.
Лопотал ручей в корнях,
Спали бабочки на пнях.
Пил жучок с листка росу
Жарким днём в густом лесу.
Всё летало, спало, пело
И по делу, и без дела.
Птица, бабочки, листок —
Каждый действовал как мог.
В этом действии веселом
Помогали им глаголы.
Л. Яхнин
Задание 5. Образуйте (устно) новые словосочетания, используя только ласковые слова, по образцу: «Вкусное яблоко — вкусненькое яблочко».
Синий цветок — (Синенький цветочек).
Старая ваза — (Старенькая вазочка).
Здоровый ребёнок — (Здоровенький ребёночек).
Тонкая ветка — (Тоненькая веточка).
Лёгкий ветер — (Лёгонький ветерок).
Добрый дед — (Добренький дедушка).
Светлая полоса — (Светленькая полосочка).
Хитрый человек — (Хитренький человечек).
Тёплое одеяло — (Тёпленькое одеяльце).
Страшный волк — (Страшненький волчок).
Тонкий пояс — (Тоненький поясок).
Задание 6. Соедините линиями имена прилагательные — синонимы.
Ответ: Дорогой — ценный, ключевой — родниковый, молодой — юный, большой — огромный, молчаливый — безмолвный, основной — главный, спелый — зрелый.
Наступило время занимательного привала.
Найдите двух одинаковых зайцев. Раскрасьте их.
Изобразите действия с помощью жестов и мимики как можно артистичнее.
◊ Ты выполняешь упражнения на гимнастической скамейке.
◊ Ты на рыбалке.
◊ Ты собираешь осенние листья, любуешься ими, пытаешься представить себя падающим листом.
◊ Ты делаешь уборку в квартире.
◊ Ты лепишь снеговика.
◊ Ты на Новогоднем утреннике: водишь хоровод вокруг ёлки, зовёшь Снегурочку, танцуешь танец снежинок.
Задание 7. Распределите слова в три группы с помощью линий.
Ответ: (кто? что?) — зелёнка, улыбка, плакса; (что делает? что сделает?) — зеленеет, улыбается, плачет; (какой? какая? какое? какие?) — зелёный, улыбчивый, плаксивый.
Задание 8. Решите криптограмму. О каждом слове разгаданной пословицы скажите, что оно обозначает: предмет, действие предмета или признак предмета.
Криптограмма.
Ключевые слова:
— ... день, — так говорим мы, приветствуя знакомых. (Добрый.)
— самый кислый из цитрусовых. (Лимон.)
— согласно пословице, в огне не горит и в воде не тонет. (Правда.)
— от этого слова образовалось имя Золушка. (Зола.)
Ответ. Добро помни, а зло забывай.
Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.