Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 2
Занятие 22. Заголовок - всему голова

Цель: уточнить представления учащихся о роли заголовка; формировать умение придумывать заголовок к тексту; развивать внимание, мышление, слуховую память, конструкторские способности, речь.

Оборудование: у учащихся — головоломка «танграм».

Сегодня, друзья мои, мы поговорим о заголовке.

Заголовок (или заглавие, или название) имеют большинство текстов. Заголовок всегда отражает тему или главную мысль всего текста. Он может быть спокойным, неброским, например: «Весна», «Как я ходил на каток», «О дружбе», «Как я ждала звонка». А может быть, наоборот, кричащим, ярким, удивляющим, например: «Весенние чудеса», «Зимняя сказка на ледовом катке», «Да здравствует дружба!», «Позвони мне, позвони!».

Как вы думаете, для чего автор даёт своему произведению заглавие? (Чтобы привлечь к нему внимание, заинтересовать, сказать, о чем пойдет речь в произведении.) Какое название, по—вашему, скорее привлечет внимание читателей — скромное или яркое? (Конечно, яркое.) Недаром говорят: заголовок — всему голова. Помните об этом, когда будете придумывать названия своим произведениям!

Задание 1. Отметьте заголовки, которые кажутся вам броскими, привлекательными, вызывающими желание прочесть текст под данным заголовком.

Чтобы озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или основную мысль.

Задание 2. Прочтите текст. Придумайте к нему два заголовка: один «скучный», другой «любопытный».

а)

Стой, зайчонок, не беги

По тропинке узенькой.

Лучше ты побереги

Хвостик свой кургузенький.

Лис крадется вдоль тропы.

Вряд ли ищет он грибы!

    И. Токмакова

Примеры. 1. «Опасность для зайца». 2. «Берегись, зайчонок, ли́са!»

б)

Шёл рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошёл к воде. Но у самого озера сидел трёхглавый дракон.

Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил:

— Рыцарь, ты чего хотел-то?

Рыцарь отвечает:

— Воды попить.

— Ну, так и пил бы ...

Легенда

Примеры. 1. «Сражение». 2. «Глупейшее сражение».

Задание 3. Прочтите заголовки. Попробуйте (устно) по ним определить, о чем может говориться в каждом из текстов.

1. «Кто умнее?» (Например, о том, что всех на земле умнее человек, потому что он сделал много важных открытий. Или о том, как два мальчика начали обзываться друг на друга и никак не могли остановиться, а учительница объяснила: умнее тот, кто остановится первым.)

2. «Новые друзья». (Например, о том, как девочка перешла учиться в другую школу и у неё появилось много новых друзей. Или о том, как мальчик отдыхал летом в лагере и познакомился с ребятами, которые стали его друзьями.)

3. «Мой четвероногий друг». (Например, о том, как пограничник рассказывает о своей собаке, с которой он вместе несет службу на границе. Или о том, как девочка подобрала на улице котёнка и он стал ей настоящим другом.)

Задание 4. Внимательно послушайте текст.

Утром первоклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья.

Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»

Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже не была страшной.

В. Сухомлинский

Теперь прочтите текст самостоятельно. Подчеркните все отличия второго текста от первого

Утром второклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели кусты.

Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно ...»

Тут он увидел Мишу, стоявшего под липой. Миша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.

Мальчики поздоровались друг с другом. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, шипела, но она уже не была страшной.

Придумайте заголовок к тексту.

Пример. «Вдвоём не страшно».

Пора отдохнуть. Занимательный привал!

Выложите из деталей танграма домик.

Разгадайте криптограмму.

Криптограмма.

Ключевые слова:

— закрывает окно. (Штора.)

— вид осадков, выпадающих в основном зимой. (Снег.)

— рыбный деликатес, красная и чёрная... (Икра.)

— название реки. (Обь.)

Ответ. Робкого и тень страшит.

Объясните, как вы понимаете данную пословицу. (Трусливый боится даже собственной тени.)

Возвращаемся к теме занятия.

Задание 5. Прочтите текст. Выберите из трёх предложенных пословиц те, которые могли бы стать заглавием к данному тексту.

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха — хоть и тихо шла — оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать-то он умел, но не знал того, что, лёжа на месте, и от черепахи можно отстать.

Ингушская сказка

Пословицы.

1. По лежачий камень вода не течёт.

2. Дорогу осилит идущий.

3. Не устоять худу против добра.

Мишуткина академия

Задание 1. Переставьте буквы так, чтобы получились слова — названия постельных принадлежностей. Запишите их.

Ушподак — ... (подушка).

Волоначка — ... (наволочка).

Тыняропс — ... (простыня).

Задание 2. Как заканчивается пословица старый друг лучше...? Подчеркните правильный ответ.

Двух подруг

Чем молодой

новых двух

Задание 3. В каком слове ударение падает на второй слог? Подчеркните его.

Щавель шарфы свекла банты

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».