Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 2
Занятие 23. Работаем с фразеологизмами

Цель: уточнить представления учащихся о фразеологизмах, познакомить со значениями фразеологизмов: «отложить в долгий ящик», «не сочти за труд», «не дать в обиду», «бегом бежать», формировать умение употреблять их в речи; развивать внимание, мышление, чувство рифмы, пространственную ориентацию, расширять словарный запас.

Сегодня на занятии вас ждет интересная работа с фразеологизмами.

В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разделить, потому что они имеют целостное значение. Это фразеологизмы. Они появились очень давно, еще в то время, когда люди не умели писать, и передавались из одного поколения к другому через устную речь. Эти словосочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Их нужно запоминать и знать их толкование (значение). Несмотря на то, что слово «фразеологизмы» очень длинное и трудное, бояться его не стоит. За ним скрываются такие знакомые вам выражения, как «золотые руки», «морочить голову», «говорить сквозь зубы», «встать не с той ноги» и другие. В русском языке их очень много, и они делают нашу речь красивой, богатой.

Если взять, например, выражение «отложить в долгий ящик» и узнать, откуда оно произошло, почему так говорят, то придется вспомнить историю Руси.

При царе Алексее Михайловиче существовал такой порядок: просьбы, жалобы, обращённые к царю, опускали в специальный ящик, прибитый к столбу, возле царского дворца.

В те времена все документы писали на бумаге, свёртываемой в виде свитка. Свитки эти были длинные, потому и ящик был длинный, или, как тогда говорили, долгий.

Просители, опустившие своё прошение в ящик, должны были долго ждать ответа, кланяться в ноги прислужникам царя, приносить им подарки, чтобы получить ответ на свою жалобу. Вот почему недобрая слава о долгом ящике дошла до наших дней. Выражение «отложить в долгий ящик» означает: безбожно затянуть дело.

Я предлагаю вам, ребята, не откладывая в долгий ящик, приступить к увлекательной работе над фразеологизмами.

Задание 1. Прочтите стихотворение. Вставьте из слов для справок недостающие фразеологизмы.

Коварная лиса

— Дом мой больше, чем берлога.

В доме места очень много.

В нём люблю, — сказал Барсук, —

Проводить я свой досуг.

У Лисицы же нора,

Как собачья конура.

И поэтому Лисица

На соседа очень злится.

— Мне в норе ужасно тесно!

Разве это, братец, честно?!

— Не разбрасывай объедки! —

Говорит Барсук соседке.

А Лиса ему в ответ:

— ..., сосед, (Не сочти за труд)

Загляни скорее в норку —

Я затеяла уборку!

Вышел из дому Барсук,

А Лиса-плутовка вдруг

Из норы ... (бежит бегом)

К Барсуку в просторный дом.

На замок закрыла дверь: —

Это всё моё теперь!

Возмущён лесной народ:

— Жить плутовка не даёт!

В Африку Гиппопотаму

Посылают телеграмму.

«Просим помощи, дружище:

Заняла Лиса жилище

Не своё, а Барсука.

Ждём. Надеемся. Пока».

Прилетел Гиппопотам:

Я ... (в обиду) вас ... (не дам)! —

Из норы прогнал Лису

И остался жить в лесу.

Крот заметил:

— Много лет изучал я этикет.

НЕВОСПИТАННАЯ ДАМА

ПОСТРАШНЕЙ ГИППОПОТАМА!

Слова для справок: бежит бегом, не сочти за труд, в обиду не дам.

Вписанные в стихотворение фразеологизмы означают следующее.

Не сочти за труд — вежливая просьба что-нибудь сделать.

Бежать бегом — бежать очень быстро.

Не дать в обиду — заступиться за кого-либо.

Придумайте предложения, употребив в них данные фразеологизмы.

Примеры. Миша, не сочти за труд, подай мне стакан воды. Я бегу бегом в школу, потому что проспал. Не бойся, я никому не дам тебя в обиду.

Задание 2. Расшифруйте фразеологизм, пользуясь кодом.

Код:

Ответ: Сирота казанская. (Человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие, жалость.)

Задание 3. Выпишите из каждой строки только русские буквы. Разделите их на слова. Прочтите получившийся фразеологизм.

Ответ: Пожелать попутного ветра. (Пожелать удачи.)

Задание 4. Отметьте карандашом правильное значение фразеологизма.

Задать головомойку:

а) работать горячо, со старанием; б) сильно отругать.

Играть в бирюльки:

а) заниматься пустяками, ерундой; б) искусно выполнить самую трудную работу.

Мутить воду:

а) сбивать с толку, вводить в заблуждение', б) заниматься бесполезным делом.

Зарубить на носу:

а) одержать полную победу; б) запомнить крепко—накрепко.

Свинью подложить:

а) устроить крупную неприятность; б) пожелать удачи.

Работать спустя рукава:

а) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу.

Остаться с носом:

а) потерпеть неудачу; б) подчиниться кому-нибудь.

Сидеть у моря и ждать погоды:

а) бездействовать; б) быть в полном восторге.

На краю земли:

а) совсем рядом; б) где-то очень далеко.

Съесть пуд соли:

а) хорошо узнать друг друга; б) получить желаемое без особых усилий.

Белены объесться:

а) отравиться; б) взбеситься, сделать глупость.

А сейчас — занимательный привал!

Перерисуйте по клеточкам щенка. Добавьте недостающие детали.

Раскрасьте.

Придумайте щенку необычную кличку.

Угадайте слово с трёх попыток.

Вариант 1.

A) Это тетенька. На работе она всё время разъезжает по дорогам и общается с людьми.

Б) Она следит за тем, чтобы в салоне не было «зайцев».

B) Если вы только что вошли, она продаст вам билетик или попросит показать удостоверение. (Кондуктор.)

Вариант 2.

A) Он живёт в квартире. У него есть свой уголок. За ним ухаживают и на улицу не выпускают.

Б) На него часто поглядывает кот. Он живёт очень долго, больше, чем человек. Про него даже есть мультфильм.

B) Он любит передразнивать людей, повторяя за ними слова. Его часто называют Кешей. (Попугай.)

Вариант 3.

A) Их много. Они предназначены для игры. В них играют и дети, и взрослые.

Б) Некоторые мамы и папы запрещают детям в них играть. А взрослые дяди часто играют в них на деньги.

B) В них можно играть в «дурака». А еще на них можно гадать и показывать фокусы. Они находятся в колоде. (Карты.)

Вариант 4.

A) Она есть у всех пап, поэтому детям с ними не страшно.

Б) А ещё она есть у всех богатырей, поэтому им море по колено!

B) Это черта характера. Все мальчики должны её в себе воспитывать, а девочкам разрешается оставаться трусихами. (Смелость.)

Вариант 5.

A) Они чаще всего нужны бабушкам и дедушкам.

Б) Некоторые мальчики и девочки их тоже носят.

B) И. А. Крылов написал басню про мартышку, которая не знала, что с ними делать. (Очки.)

Вариант 6.

A) Он всегда очень красивый, в костюме и с галстуком.

Б) В этот день он должен поставить свою подпись в важном документе.

B) Рядом с ним всегда невеста в свадебном наряде. (Жених.)

Вариант 7.

A) Его умеют рисовать даже маленькие дети.

Б) Оно красного цвета и стучит.

B) Когда дядя предлагает тёте выйти за него замуж, он говорит, что предлагает ей свою руку и его. (Сердце.)

Вариант 8.

A) Некоторых детей просто невозможно от него оторвать.

Б) Это лучший друг семьи. Без него трудно прожить даже один день.

B) Он может быть большой и маленький, цветной и чёрно-белый. (Телевизор.)

Возвращаемся к фразеологизмам.

Задание 5. Расшифруйте фразеологизм.

Код:

Ответ. Ходить по пятам. (Не отставая, неотступно.)

Послушайте стихотворение, в котором прозвучит этот фразеологизм.

Два друга мышонка в поход за крупой

Отправились как-то знакомой тропой.

Немало они исходили дорог:

Крупу заготавливать следует впрок.

Была у них общая тёплая норка

И общая радость, и общая корка,

И общее дело, на зависть котам,

Что ходят за ними всегда по пятам.

«Поговорим о воспитанности»

Знаешь ли ты правила этикета? Как нужно поступить в следующих ситуациях? Если сомневаешься в правильности своих ответов, обратись за помощью к взрослым.

Ситуации.

1. Ты наступил кому-либо на ногу.

2. Ты хочешь уступить место старшему.

3. Тебе вручили подарок.

4. Ты хочешь обратиться к кому-либо из взрослых.

5. Тебе сделали комплимент.

6. Ты встретил своего учителя.

7. Ты опоздал на урок.

8. Ты входишь в учительскую, чтобы взять журнал.

9. Классный руководитель разговаривает со взрослым человеком, а тебе надо ему что-то срочно сказать.

10. Ты подходишь к дверям школы одновременно со взрослым.

Мишуткина академия

Задание 1. Узнайте в фантазийном слове части имен сказочных героев. Запишите их.

Айболлино — ... (Айболит, Чиполлино).

Балдотабыч — ... (Балда, Хоттабыч).

Салтащей — ... (Салтан, Кащей).

Задание 2. С поведением каких животных иногда сравнивают милую беседу двух людей? Отметьте правильный ответ.

Воркованием голубей(٧)

С жужжанием шмелей

С мурлыканьем котят

Задание 3. Если вписать в слова пропущенные буквы О или А, то в каком слове все гласные окажутся одинаковыми? Подчеркните его.

СОрока

рАбота 

кАрандаш

пАльто

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».