Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 2
Занятие 24. Игротека

Цель: познакомить учащихся со значениями фразеологизмов: «семи пядей во лбу», «поздно или рано», «без лишних слов», «терпенье лопнет»; формировать умение употреблять фразеологизмы в речи, придумывать заголовок к тексту, определять основную мысль текста; развивать внимание, мышление, чувство рифмы, артистические способности.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Сегодня, ребята, вас ждёт игротека. Мы выполним задания, связанные с темами «Текст» и «Фразеологизмы».

Задание 1. Расшифруйте фразеологизм.

DQGW

SRYQL

FZ

NJV

Код:

Ответ: Семи пядей во лбу.

Вы, конечно, слышали это выражение. Так говорят об очень умном человеке. Выражение возникло на основе представлений о том, что по высоте лба можно судить об умственных способностях человека. Старинная мера длины пядь равнялась расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев (меньшая пядь) или большого и среднего пальцев (большая пядь). Выражение основано на преувеличении, поскольку человек

семи пядей во лбу должен был бы иметь лоб высотой около полутора метров.

О вас, конечно, еще рано говорить «семи пядей во лбу», но я, надеюсь, вы станете именно такими людьми — очень умными, образованными и сообразительными — довольно скоро, и поможет вам в этом наравне со всеми школьными предметами курс «Занимательный русский язык».

Задание 2. Вставьте в стихотворение три фразеологизма, приведённые ниже, в нужном порядке.

Рыбак Баклана приручил —

Баклану дело поручил.

Сказал рыбак ... (без лишних слов):

— Носи хозяину улов!

На рыбака Баклан не злится.

Привык с хозяином делиться.

Но всё же ... (поздно или рано)

... (Терпенье лопнет) у Баклана.

Терпение лопнет — терпение истощится, кончится.

Без лишних слов — не говоря, не рассуждая много, не теряя времени напрасно.

Поздно или рано — о том, что обязательно произойдёт.

Придумайте предложения, употребив в них данные фразеологизмы.

Примеры. Всё, мое терпение лопнуло! Поздно или рано долг придется вернуть. Без лишних слов приступим к делу.

Задание 3. Выберите пословицу, которая могла бы стать заголовком к следующему тексту.

Идут двое мальчишек и хвастаются.

— Я такой сильный, что одной рукой грузовик подниму! — говорит первый.

А другой ему:

— Подумаешь, грузовик! Я дом могу поднять!

Тогда первый говорит:

— Я могу электровоз поднять! Правда, двумя руками.

— Ну, если двумя руками, — засмеялся второй, — так я целый поезд в сто вагонов подниму.

— А я слона подниму да еще десять раз подкину! — не сдаётся первый.

— Что слон! — махнул рукой второй. — Я гору подниму одной левой.

Вот какие силачи! Да только поверить трудно. Правда, шла рядом с ребятами старушка с тяжёлой сумкой, но разве это тяжесть для таких силачей? Они и смотреть-то на неё не стали. Пришлось мне, девочке, предложить свою помощь старушке. Я специально сделала это громко, чтоб они слышали. Представьте себе, они только на секунду оглянулись на нас и снова продолжили свой глупый разговор. Какие же мужчины из них вырастут?!

Л. Яхнин

Пословицы.

1. Терпение и труд всё перетрут.

2. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

3. Сила — хорошо, ум — лучше, а доброе сердце всё покрывает.

Придумайте свой заголовок к данному тексту.

Примеры. «Хвастуны», «Бесполезная сила», «Лучше помоги!»

Задание 4. Два текста перепутались. Подчеркните предложения, относящиеся к первому тексту, красным карандашом, ко второму — синим.

Шура и Петя жили на даче. Мама уехала в город. Таня вышла погулять. Мальчики остались дома одни. Они легли спать. Около крыльца большой сугроб. Всё кругом белым-бело. Послышался шум. Дети быстро включили свет. Избы стояли притихшие. В углу лежал ёжик. Из труб валил дым.

Наступило время занимательного привала.

Найдите 6 отличий. Отметьте их. Раскрасьте клоуна. Придумайте ему имя.

Ответ: На втором рисунке мячик слева имеет полоску; один мячик с правой стороны исчез; на голове у клоуна появился чуб; галстук-бабочка в клеточку; на манжетах полоски; колесо с полосками.

Разыграйте ситуации.

◊ Ты вдеваешь нитку в иголку, пришиваешь пуговицу. Нечаянно укололся. Тебе очень больно.

◊ Ты собираешься в дорогу. Укладываешь в чемодан вещи, примеряешь их перед зеркалом.

◊ Ты смотришь футбольный матч, отчаянно болеешь за любимую команду.

◊ Ты собираешь в лесу грибы и вдруг понимаешь, что заблудился.

◊ Слышишь звонок. Открываешь дверь. На пороге никого нет. Выглядываешь на лестничную площадку. Очень удивляешься.

◊ Ты едешь в трамвае без билета. Вдруг входит контролёр. Ты в панике.

◊ Ты подсказываешь соседу по парте, отвечающему у доски. Он тебя не понимает. Ты удивляешься его непониманию.

Задание 5. Разгадайте криптограмму.

Криптограмма.

Ключевые слова:

— их ремонтирует часовщик. (Часы.)

— мудрая, как ... (Змея.)

— теннисный ... (Корт.)

Ответ. Язык острее меча.

Придумайте ситуации, смысл которых можно выразить данной пословицей.

Пример. Девочка пришла к подруге на день рождения. Она принесла ей подарок, который долго выбирала вместе с мамой. Подружка сказала, глядя на подарок: «Зачем мне эта энциклопедия? Лучше б ты мне косметику для девочек подарила!» Девочке стало обидно, настроение испортилось, и она вскоре незаметно ушла с праздника.

Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.