Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 2
Занятие 24. Игротека
Цель: познакомить учащихся со значениями фразеологизмов: «семи пядей во лбу», «поздно или рано», «без лишних слов», «терпенье лопнет»; формировать умение употреблять фразеологизмы в речи, придумывать заголовок к тексту, определять основную мысль текста; развивать внимание, мышление, чувство рифмы, артистические способности.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.
Сегодня, ребята, вас ждёт игротека. Мы выполним задания, связанные с темами «Текст» и «Фразеологизмы».
Задание 1. Расшифруйте фразеологизм.
DQGW
SRYQL
FZ
NJV
Код:
Ответ: Семи пядей во лбу.
Вы, конечно, слышали это выражение. Так говорят об очень умном человеке. Выражение возникло на основе представлений о том, что по высоте лба можно судить об умственных способностях человека. Старинная мера длины пядь равнялась расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев (меньшая пядь) или большого и среднего пальцев (большая пядь). Выражение основано на преувеличении, поскольку человек
семи пядей во лбу должен был бы иметь лоб высотой около полутора метров.
О вас, конечно, еще рано говорить «семи пядей во лбу», но я, надеюсь, вы станете именно такими людьми — очень умными, образованными и сообразительными — довольно скоро, и поможет вам в этом наравне со всеми школьными предметами курс «Занимательный русский язык».
Задание 2. Вставьте в стихотворение три фразеологизма, приведённые ниже, в нужном порядке.
Рыбак Баклана приручил —
Баклану дело поручил.
Сказал рыбак ... (без лишних слов):
— Носи хозяину улов!
На рыбака Баклан не злится.
Привык с хозяином делиться.
Но всё же ... (поздно или рано)
... (Терпенье лопнет) у Баклана.
Терпение лопнет — терпение истощится, кончится.
Без лишних слов — не говоря, не рассуждая много, не теряя времени напрасно.
Поздно или рано — о том, что обязательно произойдёт.
Придумайте предложения, употребив в них данные фразеологизмы.
Примеры. Всё, мое терпение лопнуло! Поздно или рано долг придется вернуть. Без лишних слов приступим к делу.
Задание 3. Выберите пословицу, которая могла бы стать заголовком к следующему тексту.
Идут двое мальчишек и хвастаются.
— Я такой сильный, что одной рукой грузовик подниму! — говорит первый.
А другой ему:
— Подумаешь, грузовик! Я дом могу поднять!
Тогда первый говорит:
— Я могу электровоз поднять! Правда, двумя руками.
— Ну, если двумя руками, — засмеялся второй, — так я целый поезд в сто вагонов подниму.
— А я слона подниму да еще десять раз подкину! — не сдаётся первый.
— Что слон! — махнул рукой второй. — Я гору подниму одной левой.
Вот какие силачи! Да только поверить трудно. Правда, шла рядом с ребятами старушка с тяжёлой сумкой, но разве это тяжесть для таких силачей? Они и смотреть-то на неё не стали. Пришлось мне, девочке, предложить свою помощь старушке. Я специально сделала это громко, чтоб они слышали. Представьте себе, они только на секунду оглянулись на нас и снова продолжили свой глупый разговор. Какие же мужчины из них вырастут?!
Л. Яхнин
Пословицы.
1. Терпение и труд всё перетрут.
2. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
3. Сила — хорошо, ум — лучше, а доброе сердце всё покрывает.
Придумайте свой заголовок к данному тексту.
Примеры. «Хвастуны», «Бесполезная сила», «Лучше помоги!»
Задание 4. Два текста перепутались. Подчеркните предложения, относящиеся к первому тексту, красным карандашом, ко второму — синим.
Шура и Петя жили на даче. Мама уехала в город. Таня вышла погулять. Мальчики остались дома одни. Они легли спать. Около крыльца большой сугроб. Всё кругом белым-бело. Послышался шум. Дети быстро включили свет. Избы стояли притихшие. В углу лежал ёжик. Из труб валил дым.
Наступило время занимательного привала.
Найдите 6 отличий. Отметьте их. Раскрасьте клоуна. Придумайте ему имя.
Ответ: На втором рисунке мячик слева имеет полоску; один мячик с правой стороны исчез; на голове у клоуна появился чуб; галстук-бабочка в клеточку; на манжетах полоски; колесо с полосками.
Разыграйте ситуации.
◊ Ты вдеваешь нитку в иголку, пришиваешь пуговицу. Нечаянно укололся. Тебе очень больно.
◊ Ты собираешься в дорогу. Укладываешь в чемодан вещи, примеряешь их перед зеркалом.
◊ Ты смотришь футбольный матч, отчаянно болеешь за любимую команду.
◊ Ты собираешь в лесу грибы и вдруг понимаешь, что заблудился.
◊ Слышишь звонок. Открываешь дверь. На пороге никого нет. Выглядываешь на лестничную площадку. Очень удивляешься.
◊ Ты едешь в трамвае без билета. Вдруг входит контролёр. Ты в панике.
◊ Ты подсказываешь соседу по парте, отвечающему у доски. Он тебя не понимает. Ты удивляешься его непониманию.
Задание 5. Разгадайте криптограмму.
Криптограмма.
Ключевые слова:
— их ремонтирует часовщик. (Часы.)
— мудрая, как ... (Змея.)
— теннисный ... (Корт.)
Ответ. Язык острее меча.
Придумайте ситуации, смысл которых можно выразить данной пословицей.
Пример. Девочка пришла к подруге на день рождения. Она принесла ей подарок, который долго выбирала вместе с мамой. Подружка сказала, глядя на подарок: «Зачем мне эта энциклопедия? Лучше б ты мне косметику для девочек подарила!» Девочке стало обидно, настроение испортилось, и она вскоре незаметно ушла с праздника.
Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.