Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 2
Занятие 25. И снова пословицы

Цель: формировать у учащихся умение объяснять скрытый смысл пословиц; расширять словарный запас; развивать внимание, мышление, память, речь, пространственную ориентацию, воображение, чувство ритма и рифмы.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Сегодня вам предстоит выполнить интересные задания с пословицами. Начнём с разминки. Исправьте ошибку в пословице (если она есть).

Десять раз примерь, один раз отрежь. (Семь.)

Сам кашу пересолил, сам и расхлебывай. (Заварил.)

Любишь кататься — люби и саночки таскать. (Возить.)

Труд кормит, а лень нет. (Портит.)

Москва — всем городам столица. (Мать.)

У страха глаза большие. (Велики.)

В гостях хорошо, а дома плохо. (Лучше)

Не спеши ногами, торопись делом. (Языком.)

Один раз солгал, другой раз тоже солжёшь. (Не поверят.)

Трусливому зайке и пенёк волк. (Всё правильно.)

Груша от яблони недалеко падает. (Яблоко.)

Деньгами горю не поможешь. (Слёзами.)

Дареному коню в зубы не смотрят. (Всё правильно.)

Что посеешь, то и съешь. (Пожнёш.ь)

Дорога до Киева доведет. (Язык.)

Знает Мурка, чьё мясо съела. (Кошка.)

Глупа та птица, которой своё оперенье не мило. (Гнездо.)

Кончил дело — отдыхай смело. (Гуляй.)

Ученье — свет, а неученье — мрак. (Тьма.)

Мал золотник, да всё равно пригодится. (Дорог.)

Нет друга — ищи, а нашёл — береги. (Всё правильно.)

Задание 1. Используя код, прочтите три пословицы на тему «Дружба».

Пословица 1

Ответ: Без беды друга не узнаешь.

Пословица 2

Ответ: Дружба дороже денег.

Пословица 3

Ответ: На деньги друга не купишь.

Код:

Ответы: 1. Без беды друга не узнаешь. 2. Дружба дороже денег. 3. На деньги друга не купишь.

Объясните смысл пословиц.

Задание 2. Среди пяти пословиц на одну тему найдите лишнюю. Отметьте её.

1. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

2. Своя земля и в горсти мила.

3. С родной земли умри — не сходи.

4. Хлеб — всему голова.

5. Чужая сторона — дремучий бор.

Задание 3. Расшифруйте криптограмму.

Криптограмма.

Ключевые слова:

— с него начинается река. (Ручей.)

— мама цыплят. (Курица.)

— имя девочки, которая громко плачет, уронив в речку мячик. (Таня.)

Ответ. Яйца курицу не учат.

Объясните смысл пословицы. (Младшие не должны давать советы старшим.)

Задание 4. Соедините стрелками пословицы из левого столбика с их значениями из правого столбика.

Занимательный привал!

Доскажите одно слово, соблюдая ритм и рифму.

Ой-ой-ой, побегу скорей ... (домой).

Жу-жу-жу, я кувшин в руках ... (держу).

Са-са-са, на цветке сидит ... (оса).

То-то-то, снимем зимнее ... (пальто).

Ю-ю-ю, я вам песенку ... (спою).

Ох-ох-ох, баба сеяла ... (горох).

Им-им-им, из трубы клубится ... (дым).

А́не-а́не-ане, платок ношу в ... (кармане).

Перерисуйте по клеточкам цыплёнка.

Раскрасьте.

Дайте цыплёнку кличку.

Продолжаем работать над пословицами.

Задание 5. Послушайте болгарскую народную сказку.

Отправился раз Хитрый Пётр на ярмарку. А там народу полным—полно. Одни продают, другие покупают, третьи едят в трактирах. Остановился он перед одним трактиром и заглянул в дверь. В то время трактирщик хлопотал над кастрюлями, а кушанья в них — одно другого вкуснее. Хитрый Пётр проголодался, но денег у него не было. Что тут делать? В котомке у него была одна чёрствая горбушка. Вытащил он горбушку и протянул руку к этой кастрюле, из которой шёл самый густой пар. Подержал хлебушек над закрытой кастрюлей, покамест тот не пропитался паром и не стал мягче. Тогда он с удовольствием съел его и пошёл было прочь.

Трактирщик, который молча наблюдал за Хитрым Петром, заступил ему дорогу:

— Эй, земляк, куда это ты собрался, не заплатив?

— За что же мне платить?

— За съеденное.

— Вот тебе раз, неужели ты не видел, что я только один пар из кастрюли и отведал!

— А пар тоже денег стоит. Я ради этого пара воду носил, дрова жёг, кушанье варил.

— Чем же я заплачу, коль у меня и гроша ломаного нет?

— Коль у тебя денег нет, так получи десять палок! — раскричался трактирщик.

На шум сбежался народ.

— Ну что же, бей! — сказал Хитрый Пётр и вышел на солнце.

Хитрый Пётр сказал:

— Бери палку и начинай, да только смотри не притрагивайся ко мне, как я не притронулся к твоему кушанью.

— Кого же мне бить? — оторопел трактирщик.

— Отсыпь десяток палок моей тени!

Все вокруг покатились со смеху, а пристыженный трактирщик скрылся за дверью.

Выберите подходящую к данному тексту пословицу. Отметьте её.

Пословицы.

1. Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

2. Как наелся, так и расплатился.

3. Все за одного и один за всех.

Мишуткина академия

Задание 1. Найдите в данном фантазийном слове части названий двух предметов одежды. Запишите их.

Юбалат — ... (юбка, халат).

Свитутболка — ... (свитер, футболка).

Пальтакет — ... (пальто, жакет).

Задание 2. Угадайте имя сказочного героя. Запишите его.

Служитель почты Заслонкин ... (почтальон Печкин).

Бабулька Цилиндр ... (старуха Шапокляк).

Геннадий Зелёный ... (Крокодил Гена).

Задание 3. Разгадайте метаграммы.

Когда я — месяц, то легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце словно таешь.

Коль вместо Т в меня поставишь Ш,

То под меня ты бодро зашагаешь.

Ответ. Март — марш.

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».