Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 2
Занятие 26. Ещё раз о фразеологизмах
Цель: формировать у учащихся умение употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения; развивать внимание, мышление, речь, конструкторские способности.
Оборудование: у учащихся — головоломка «танграм».
Задание 1. Расшифруйте фразеологизм.
Код:
Ответ. Как ветром сдуло. (Так говорят о внезапном исчезновении кого-либо, чего-либо.)
Послушайте стихотворение, в котором прозвучит этот фразеологизм.
Внимание! Внимание, друзья!
ЧЕМПИОНАТ
Сейчас начнётся дома
У братьев поросят.
Тот станет чемпионом,
Кто громче всех чихнёт.
Вот младший брат на старте —
Он первый и рискнёт.
— Апчхи! — Качнулась люстра
У всех над головой,
И младший брат остался
Доволен сам собой.
— А-апчхи! —
В серванте блюдца
И чашки дребезжат.
Собой доволен тоже
Остался средний брат.
— А-а-апчхи! —
С гвоздя сорвался
Прадедушкин портрет.
И старший брат воскликнул:
— Мне снова равных нет!
Потом с цветами ваза
Упала и разбилась.
И на пороге мама
Нежданно появилась:
— А-а-а-апчхи! —
Как ветром сдуло
Спортсменов-поросят.
Так выиграла мама
У них чемпионат!
Задание 2. Отметьте правильное значение фразеологизма.
Белая ворона:
а) человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами; б) храбрый человек.
Блоху подковать:
а) искусно выполнить самую замысловатую, точную работу;
б) вызвать кого-нибудь на спор.
Витать в облаках:
а) приобрести что-либо, ничего не зная о достоинствах или недостатках покупки;
б) блаженно грезить, фантазировать невесть о чём.
Морочить голову:
а) дурачить, сбивать с толку, забивать голову пустяками;
б) превосходно выучить что-либо, отлично В чём-то разобраться.
Плясать под чужую дудку:
а) хвастаться, набивать себе цену;
б) подчиняться кому-нибудь.
Мартышкин труд:
а) бесполезные усилия, ненужная работа;
б) сделать свой, пусть небольшой, посильный вклад в общее дело.
У чёрта на куличках:
а) очень далеко, на краю света;
б) совсем рядом.
Задание 3. Расшифруйте фразеологизмы, пользуясь кодом. Подберите (устно) к каждому фразеологизму его значение из слов для справок.
Код:
а) 10, 3, 11, 2, 10, 15
4, 16, 11, 1, 10, 5, 12, 15.
Ответ. Тянуть канитель.
б) 6, 11, 16, 10, 15
11, 16, 6, 2, 7, 13, 4.
Ответ. Знать назубок.
в) 7, 16, 4, 12, 2, 8, 1
7, 1, 10, 15.
Ответ. Баклуши бить.
г) 9, 1, 10, 16, 10, 15
9
13, 7, 12, 16, 4, 16, 14.
Ответ. Витать в облаках.
д) 6, 16, 17, 2, 7, 1, 10, 15
11, 16
11, 13, 18, 2.
Ответ. Зарубить на носу.
Слова для справок.
а) Блаженно фантазировать невесть о чём.
б) Запомнить крепко-накрепко.
в) Зря терять время.
г) Бездельничать.
д) Превосходно выучить что—либо, отлично в чём-то разбираться.
Ответ, а — в; б — д; в — г; г — а; д — б.
Задание 4. Прочтите фразеологизм. Для этого из каждой строки выпишите только те буквы, которые не повторяются, то есть стоят на данной строке в одиночестве.
Ответ: Галиматья. (Чушь, неразбериха.)
Придумайте предложение, употребив в нём данный фразеологизм.
Пример. Что за галиматью ты написал?
«Улыбнись!»
Небылица
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Наступило время занимательного привала.
Выложите из деталей танграма изображение гуся.
Нарисуйте недостающие фигуры.
Вариант 1.
Вариант 2.
Закономерность заключается в том, что круги с квадратами разного цвета расположены столбцом. В таком же порядке расположены круги с кружками внутри и круги с ромбами внутри. При этом на каждой строке и в каждом столбце цвет внутренних фигур разный.
Возвращаемся к теме занятия.
Задание 5. Прочтите стихотворения. Попробуйте найди в каждом из них по одному фразеологизму.
У Мушки и у Мошки
Скребут на сердце кошки:
Они о чём-то спорили
И здорово повздорили.
Надеемся, что скоро
Забыта будет ссора.
Ответ: Кошки скребут на сердце (на душе) — так говорят о тоскливом, тяжёлом состоянии.
Придумайте предложение, употребив в нём данный фразеологизм.
Пример. Я сказал маме неправду, и теперь у меня на душе скребут кошки.
Задала головомойку
Детворе своей Ворона:
— Вы летали на помойку!
Я вас видела с балкона.
С вами целая морока!
Ни Синица, ни Сорока,
Ни сосед наш Воробей
Не краснеют за детей.
Все воробышки культурны —
Все летают возле урны!
Ответ: Задать головомойку — сделать кому-то выговор, замечание, наказать за проступок.
Придумайте предложение, употребив в нём данный фразеологизм.
Пример. Если я получу по контрольной двойку, папа задаст мне головомойку.
Мишуткина академия
Задание 1. Соберите из букв слова — названия учебных дисциплин. Запишите.
Темамакати — ... (математика).
Зифтуральку — ... (физкультура).
Логяинохет — ... (технология).
Задание 2. Отгадайте загадку. Запишите слова-отгадки.
Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду,
надоедая всем.
Ответ. Уха — муха.
Задание 3. С ним мясо есть вкуснее. В слове, его обозначающем, 4 предлога. Что это за слово? Подчеркните правильный ответ.
Кетчуп соус майонез сало
Ответ. Соус (с-о-у-с).
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».