Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 2
Занятие 26. Ещё раз о фразеологизмах

Цель: формировать у учащихся умение употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения; развивать внимание, мышление, речь, конструкторские способности.

Оборудование: у учащихся — головоломка «танграм».

Задание 1. Расшифруйте фразеологизм.

Код:

Ответ. Как ветром сдуло. (Так говорят о внезапном исчезновении кого-либо, чего-либо.)

Послушайте стихотворение, в котором прозвучит этот фразеологизм.

Внимание! Внимание, друзья!

ЧЕМПИОНАТ

Сейчас начнётся дома

У братьев поросят.

Тот станет чемпионом,

Кто громче всех чихнёт.

Вот младший брат на старте —

Он первый и рискнёт.

— Апчхи! — Качнулась люстра

У всех над головой,

И младший брат остался

Доволен сам собой.

— А-апчхи! —

В серванте блюдца

И чашки дребезжат.

Собой доволен тоже

Остался средний брат.

— А-а-апчхи! —

С гвоздя сорвался

Прадедушкин портрет.

И старший брат воскликнул:

— Мне снова равных нет!

Потом с цветами ваза

Упала и разбилась.

И на пороге мама

Нежданно появилась:

— А-а-а-апчхи! —

Как ветром сдуло

Спортсменов-поросят.

Так выиграла мама

У них чемпионат!

Задание 2. Отметьте правильное значение фразеологизма.

Белая ворона:

а) человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами; б) храбрый человек.

Блоху подковать:

а) искусно выполнить самую замысловатую, точную работу;

б) вызвать кого-нибудь на спор.

Витать в облаках:

а) приобрести что-либо, ничего не зная о достоинствах или недостатках покупки;

б) блаженно грезить, фантазировать невесть о чём.

Морочить голову:

а) дурачить, сбивать с толку, забивать голову пустяками;

б) превосходно выучить что-либо, отлично В чём-то разобраться.

Плясать под чужую дудку:

а) хвастаться, набивать себе цену;

б) подчиняться кому-нибудь.

Мартышкин труд:

а) бесполезные усилия, ненужная работа;

б) сделать свой, пусть небольшой, посильный вклад в общее дело.

У чёрта на куличках:

а) очень далеко, на краю света;

б) совсем рядом.

Задание 3. Расшифруйте фразеологизмы, пользуясь кодом. Подберите (устно) к каждому фразеологизму его значение из слов для справок.

Код:

а) 10, 3, 11, 2, 10, 15

4, 16, 11, 1, 10, 5, 12, 15.

Ответ. Тянуть канитель.

б) 6, 11, 16, 10, 15

11, 16, 6, 2, 7, 13, 4.

Ответ. Знать назубок.

в) 7, 16, 4, 12, 2, 8, 1

7, 1, 10, 15.

Ответ. Баклуши бить.

г) 9, 1, 10, 16, 10, 15

9 

13, 7, 12, 16, 4, 16, 14.

Ответ. Витать в облаках.

д) 6, 16, 17, 2, 7, 1, 10, 15

11, 16 

11, 13, 18, 2.

Ответ. Зарубить на носу.

Слова для справок.

а) Блаженно фантазировать невесть о чём.

б) Запомнить крепко-накрепко.

в) Зря терять время.

г) Бездельничать.

д) Превосходно выучить что—либо, отлично в чём-то разбираться.

Ответ, а — в; б — д; в — г; г — а; д — б.

Задание 4. Прочтите фразеологизм. Для этого из каждой строки выпишите только те буквы, которые не повторяются, то есть стоят на данной строке в одиночестве.

Ответ: Галиматья. (Чушь, неразбериха.)

Придумайте предложение, употребив в нём данный фразеологизм.

Пример. Что за галиматью ты написал?

«Улыбнись!»

Небылица

Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Наступило время занимательного привала.

Выложите из деталей танграма изображение гуся.

Нарисуйте недостающие фигуры.

Вариант 1.

Вариант 2.

Закономерность заключается в том, что круги с квадратами разного цвета расположены столбцом. В таком же порядке расположены круги с кружками внутри и круги с ромбами внутри. При этом на каждой строке и в каждом столбце цвет внутренних фигур разный.

Возвращаемся к теме занятия.

Задание 5. Прочтите стихотворения. Попробуйте найди в каждом из них по одному фразеологизму.

У Мушки и у Мошки

Скребут на сердце кошки:

Они о чём-то спорили

И здорово повздорили.

Надеемся, что скоро

Забыта будет ссора.

Ответ: Кошки скребут на сердце (на душе) — так говорят о тоскливом, тяжёлом состоянии.

Придумайте предложение, употребив в нём данный фразеологизм.

Пример. Я сказал маме неправду, и теперь у меня на душе скребут кошки.

Задала головомойку

Детворе своей Ворона:

— Вы летали на помойку!

Я вас видела с балкона.

С вами целая морока!

Ни Синица, ни Сорока,

Ни сосед наш Воробей

Не краснеют за детей.

Все воробышки культурны —

Все летают возле урны!

Ответ: Задать головомойку — сделать кому-то выговор, замечание, наказать за проступок.

Придумайте предложение, употребив в нём данный фразеологизм.

Пример. Если я получу по контрольной двойку, папа задаст мне головомойку.

Мишуткина академия

Задание 1. Соберите из букв слова — названия учебных дисциплин. Запишите.

Темамакати — ... (математика).

Зифтуральку — ... (физкультура).

Логяинохет — ... (технология).

Задание 2. Отгадайте загадку. Запишите слова-отгадки.

Известное я блюдо,

Когда ж прибавишь М,

Летать, жужжать я буду,

надоедая всем.

Ответ. Уха — муха.

Задание 3. С ним мясо есть вкуснее. В слове, его обозначающем, 4 предлога. Что это за слово? Подчеркните правильный ответ.

Кетчуп соус майонез сало

Ответ. Соус (с-о-у-с).

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».