Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 2
Занятие 27. Русские народные загадки
Цель: упражнять учащихся в разгадывании русских народных загадок; развивать внимание, мышление, воображение, речь, артистические способности.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.
Сегодня на занятии мы будем разгадывать русские народные загадки.
Задание 1. Отгадайте загадки. Напишите отгадки.
Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? (Петух.)
По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а всё стонет. (Свинья.)
Родится без ног и без головы, а как подрастёт — вырастут и ноги и голова. (Яйцо.)
Хлеба краюшка висит над избушкой,
Собака лает, а достать не может. (Месяц.)
Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег.)
Пять братьев — годами равные, ростом разные. (Пальцы.)
Синенька шубёнка окутала весь мир. (Небо.)
Часто умывается, а полотенцем не утирается. (Кошка.)
Задание 2. Прочтите загадку. Напишите отгадку.
Ответ. Сивые кабаны всё поле облегли. (Туман.)
Задание 3. Соедините линиями пары загадок с одинаковыми отгадками.
1. Не ёлка, а колко, не кот, а мыши боятся. (Ёж)
2. В неё льётся, из неё льётся, сама по земле плетётся. (Река.)
3. Поднялись ворота, всему миру красота. (Радуга.)
4. Словно ёлка, весь в иголках. (Ёж)
5. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река.)
6. Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга.)
7. Голубой платок, алый клубок по небу катается, людям улыбается. (Небо и солнце.)
8. По голубому блюду золотое яблоко катается. (Небо и солнце.)
Ответ. 1 — 4, 2 — 5, 3 — 6, 7 — 8.
Задание 4. Отгадайте загадку. Перерисуйте по клеточкам отгадку. Раскрасьте.
Много рук, а нога одна. (Дерево.)
«Это интересно!»
«Дерево», «древо», «драть», «деру», «выдирать», «здоровый» — все эти слова являются родственниками и связаны друг с другом через древнейший корень индоевропейского происхождения -deru-.
Занимательный привал!
Инсценируйте веселые диалоги.
— Антошка, что с тобой случилось? Ты такой бледный...
— Нет, ничего. Просто мама заставила меня умыться.
— Почему твой маленький братик так громко плачет?
— Ещё бы ему не плакать! Если бы у тебя не было ни волос, ни зубов, а ноги тебя не держали и руки не слушались, ты бы ещё не так плакал!
— Женщина в магазине говорит: «Мне, пожалуйста, полкило паучков, полкило лягушек и полкило мышек».
— Это что же — магазин из «Гарри Поттера»?
— Да нет, эта женщина в кондитерском отделе покупала мармелад!
— Здорово ты нарисовал! У меня аппетит разыгрался!
— Аппетит? От восхода солнца?
— Надо же! А я думал — ты нарисовал яичницу!
Проиллюстрируйте стихотворение.
Стихи о солнце
Колокольчик синенький
Прозвенел букашке:
«Ты скажи мне, милая,
Что там за ромашка
Выросла над облаком
жёлтая такая,
Яркая, лучистая,
очень уж большая?»
«Это, кроха, не цветок, —
Та в ответ смеётся, —
Это крупное светило
Под названьем Солнце».
Т. Маршалова
Возвращаемся к теме занятия.
Задание 5. Расшифруйте загадку. Напишите загадку и отгадку.
Код:
Ответ:
Поутру росой умыт,
Раз в году
Косой побрит.
(Луг.)
Мишуткина академия
Задание 1. Сколько раз в четверостишии встретился звук Ы? Подчеркните правильный ответ.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
17 15 12 10
Задание 2. Какой бывает тетрадь, но не бывает шляпа? Подчеркните правильный ответ.
В клетку чистой нотной в линейку
Задание 3. Чего нельзя делать крепко? Подчеркните правильный ответ.
Спать держать плакать обнимать
«А ну-ка, сообрази!»
Найди многозначные слова.
Без мамы купили мы с папой
В магазине пальто.
Мне пальто, а папе шляпу.
Идём домой под зонтом.
Папа идёт, сердит, —
Шляпа ему не идёт.
Я на папе сижу —
Пальто на мне не сидит.
О. Григорьев
Ответ: идти, сидеть.
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».