Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 2
Занятие 28. Игротека
Цель: формировать умение находить скрытый смысл пословицы, подбирать к тексту пословицу, выражающую её главную мысль, разгадывать русские народные загадки, использовать в речи фразеологизмы; развивать внимание, мышление, воображение, речь.
Приглашаю вас, ребята, в игротеку. Сегодня мы выполним задания, связанные с пословицами, фразеологизмами, русскими народными загадками.
Задание 1. Закончите пословицу (устно).
Труд кормит, а лень ... (портит).
Делу — время, потехе — ... (час).
Мал золотник, да ... (дорог).
Один ум — хорошо, а два — ... (лучше).
Тише едешь — дальше ... (будешь).
Береги платье снову, а честь ... (смолоду).
Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).
После грозы — вёдро, после горя — ... (радость).
Лучше поздно, чем ... (никогда).
Худой мир лучше доброй ... (ссоры).
Семь раз примерь, один раз ... (отрежь).
Долог день до вечера, коли делать... (нечего).
Готовь сани летом, а телегу … (зимой).
Умел начать, умей и ... (окончить).
Хороша верёвка длинная, а речь ... (короткая).
Не торопись отвечать, торопись ... (слушать).
Мягко стелет, да жестко ... (спать).
Где тонко, там и ... (рвётся).
Задание 2. Соедините линией начало и конец пословицы. Объясните их смысл.
Задание 3. Прочтите текст. Выберите пословицу, выражающую главную мысль текста. Отметьте её.
Волк видит — коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:
— Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.
А коза и говорит:
— Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь, — ты не об моём, а о своём корме хлопочешь.
Л. Толстой
Пословицы.
1. Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко.
2. На языке мёд, а под языком лёд.
3. Семь раз примерь, один раз отрежь.
Задание 4. Разгадайте криптограмму.
Криптограмма.
Ключевые слова:
— «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше ... (Хором.)
— сшитый из ткани, он помогает плыть кораблю. (Парус.)
— часть суток, предшествующая ночи. (Вечер.)
— птица-санитар. (Дятел.)
Ответ: Делу время, потехе час.
А сейчас — занимательный привал!
Найдите 7 отличий. Отметьте их.
Ответ: на мольберте появилось яблоко; ведро стало чёрным; на палитре изменились краски; у художника: пуговицы стали чёрные, на рукавах появились чёрные полоски, карман стал полосатым, на голове появился четвёртый волос.
Достройте фразу (устно).
... не люблю, а гематоген ... (рыбий жир; обожаю);
...назначает уколы, а медсестра ... (врач; делает);
... пластмассовый, а игла ... (шприц; металлическая);
... на фабрике производят, а в аптеке ... (лекарства; продают);
... хорошо, а больному ... (здоровому; плохо);
... зелёная, а йод ... (зелёнка; коричневый);
... горькие, а витамины ... (таблетки; сладкие);
... — таблетка, а пустырник — ... (анальгин; трава).
Задание 5. Соедините линиями пары загадок с одинаковыми отгадками.
1. Железный нос в землю врос, режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг.)
2. Взмахнёт, нырнёт, трава упадёт. (Коса.)
3. В земле белеет, а на земле ржавеет. (Плуг.)
4. Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд.)
5. Косоглазый, маленький, в белой шубе, в валенках. (Заяц.)
6. Согнута в дугу, летом на лугу, а зимой на крюку. (Коса.)
7. Горбатый мост на четырёх столбиках стоит. (Верблюд.)
8. Через поле напрямик скачет белый воротник. (Заяц.)
Ответ: 1 — 3, 2 — 6, 4 — 7, 5 — 8.
Задание 6. Расшифруйте фразеологизм.
Ответ: Клевать носом. Читаем снизу, строчками, слева направо.
Клевать носом — дремать сидя и, борясь со сном, поднимать то и дело опускающуюся голову
Послушайте стихотворение, в котором употребляется этот фразеологизм.
Недоволен рыболов:
— Почему плохой улов?
Размышляя над вопросом,
Он клевал всё время носом.
Придумайте своё предложение с данным фразеологизмом.
Пример. Если ты не ляжешь спать вовремя, то на уроках будешь клевать носом.
«Поговорим о воспитанности».
Пеликанье воспитанье (Басня)
Два медвежонка возвращались домой с рыбалки и встретили по дороге Пеликана.
— Смотри, Пеликаша, сколько мы рыбки наловили! Приходи к нам в гости, к обеду. На славу угостим!
— Приду! — сказал Пеликан. И пришёл. Сел к столу.
— Не стесняйся, Пеликаша! Ешь на здоровье! — угощали гостя медвежата. — Рыбки много — всю не съедим!
Но через минуту рыбки как не бывало: вся она исчезла у Пеликана в глотке.
Облизнулись медвежата.
— Как вкусно! Мы, кажется, ещё бы съели. А ты бы ещё съел? — спросил у Пеликана один из медвежат.
— Да! — открыл свой большой клюв Пеликан, и при этом у него изо рта выскочила одна рыбка.
— Так кушай ещё! — насмешливо сказали медвежата. — Вот как раз ещё одна рыбка!..
Больше почему-то медвежата к обеду Пеликана не приглашали. Кстати, Пеликан так до сих пор и не понял — почему?
С. Михалков
Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.