Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 2
Занятие 28. Игротека

Цель: формировать умение находить скрытый смысл пословицы, подбирать к тексту пословицу, выражающую её главную мысль, разгадывать русские народные загадки, использовать в речи фразеологизмы; развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Приглашаю вас, ребята, в игротеку. Сегодня мы выполним задания, связанные с пословицами, фразеологизмами, русскими народными загадками.

Задание 1. Закончите пословицу (устно).

Труд кормит, а лень ... (портит).

Делу — время, потехе — ... (час).

Мал золотник, да ... (дорог).

Один ум — хорошо, а два — ... (лучше).

Тише едешь — дальше ... (будешь).

Береги платье снову, а честь ... (смолоду).

Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

После грозы — вёдро, после горя — ... (радость).

Лучше поздно, чем ... (никогда).

Худой мир лучше доброй ... (ссоры).

Семь раз примерь, один раз ... (отрежь).

Долог день до вечера, коли делать... (нечего).

Готовь сани летом, а телегу … (зимой).

Умел начать, умей и ... (окончить).

Хороша верёвка длинная, а речь ... (короткая).

Не торопись отвечать, торопись ... (слушать).

Мягко стелет, да жестко ... (спать).

Где тонко, там и ... (рвётся).

Задание 2. Соедините линией начало и конец пословицы. Объясните их смысл.

Задание 3. Прочтите текст. Выберите пословицу, выражающую главную мысль текста. Отметьте её.

Волк видит — коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

— Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.

А коза и говорит:

— Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь, — ты не об моём, а о своём корме хлопочешь.

Л. Толстой

Пословицы.

1. Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко.

2. На языке мёд, а под языком лёд.

3. Семь раз примерь, один раз отрежь.

Задание 4. Разгадайте криптограмму.

Криптограмма.

Ключевые слова:

— «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше ... (Хором.)

— сшитый из ткани, он помогает плыть кораблю. (Парус.)

— часть суток, предшествующая ночи. (Вечер.)

— птица-санитар. (Дятел.)

Ответ: Делу время, потехе час.

А сейчас — занимательный привал!

Найдите 7 отличий. Отметьте их.

Ответ: на мольберте появилось яблоко; ведро стало чёрным; на палитре изменились краски; у художника: пуговицы стали чёрные, на рукавах появились чёрные полоски, карман стал полосатым, на голове появился четвёртый волос.

Достройте фразу (устно).

... не люблю, а гематоген ... (рыбий жир; обожаю);

...назначает уколы, а медсестра ... (врач; делает);

... пластмассовый, а игла ... (шприц; металлическая);

... на фабрике производят, а в аптеке ... (лекарства; продают);

... хорошо, а больному ... (здоровому; плохо);

... зелёная, а йод ... (зелёнка; коричневый);

... горькие, а витамины ... (таблетки; сладкие);

... — таблетка, а пустырник — ... (анальгин; трава).

Задание 5. Соедините линиями пары загадок с одинаковыми отгадками.

1. Железный нос в землю врос, режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг.)

2. Взмахнёт, нырнёт, трава упадёт. (Коса.)

3. В земле белеет, а на земле ржавеет. (Плуг.)

4. Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд.)

5. Косоглазый, маленький, в белой шубе, в валенках. (Заяц.)

6. Согнута в дугу, летом на лугу, а зимой на крюку. (Коса.)

7. Горбатый мост на четырёх столбиках стоит. (Верблюд.)

8. Через поле напрямик скачет белый воротник. (Заяц.)

Ответ: 1 — 3, 2 — 6, 4 — 7, 5 — 8.

Задание 6. Расшифруйте фразеологизм.

Ответ: Клевать носом. Читаем снизу, строчками, слева направо.

Клевать носом — дремать сидя и, борясь со сном, поднимать то и дело опускающуюся голову

Послушайте стихотворение, в котором употребляется этот фразеологизм.

Недоволен рыболов:

— Почему плохой улов?

Размышляя над вопросом,

Он клевал всё время носом.

Придумайте своё предложение с данным фразеологизмом.

Пример. Если ты не ляжешь спать вовремя, то на уроках будешь клевать носом.

«Поговорим о воспитанности».

Пеликанье воспитанье (Басня)

Два медвежонка возвращались домой с рыбалки и встретили по дороге Пеликана.

— Смотри, Пеликаша, сколько мы рыбки наловили! Приходи к нам в гости, к обеду. На славу угостим!

— Приду! — сказал Пеликан. И пришёл. Сел к столу.

— Не стесняйся, Пеликаша! Ешь на здоровье! — угощали гостя медвежата. — Рыбки много — всю не съедим!

Но через минуту рыбки как не бывало: вся она исчезла у Пеликана в глотке.

Облизнулись медвежата.

— Как вкусно! Мы, кажется, ещё бы съели. А ты бы ещё съел? — спросил у Пеликана один из медвежат.

— Да! — открыл свой большой клюв Пеликан, и при этом у него изо рта выскочила одна рыбка.

— Так кушай ещё! — насмешливо сказали медвежата. — Вот как раз ещё одна рыбка!..

Больше почему-то медвежата к обеду Пеликана не приглашали. Кстати, Пеликан так до сих пор и не понял — почему?

С. Михалков

Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.