Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 2
Занятие 34. Повторяем, повторяем...

Цель: формировать умение подбирать заголовок к тексту, различать части речи, подбирать синонимы и антонимы к словам; развивать внимание, мышление, конструкторские способности.

Оборудование: у учащихся — головоломка «танграм».

Продолжаем повторять изученный материал. Сегодня вы поупражняетесь в подборе заголовков к тексту, синонимов и антонимов к словам, а также поучитесь различать слова, обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов.

Задание 1. Послушайте текст. Выберите из предложенных заголовков самый точный. Раскрасьте его красным цветом. Выберите ещё один заголовок, который также можно дать этому тексту. Раскрасьте его синим цветом.

Наступила осень. Дни стали короче. На дворе быстро темнеет, и в домах зажигают электрический свет.

Мы очень привыкли к электричеству. Так просто включить лампочку. И мы часто забываем погасить её. С вами этого не случалось?

А электричество — это большой труд многих людей. Его нужно беречь. Без электричества будет стоять транспорт, перестанут работать фабрики, заводы, школы и магазины.

Ответ: Самый точный заголовок — «Бережно расходуйте электричество». Заголовок, также походящий к тексту — «Будьте бережливыми».

Задание 2. Соедините линиями пары антонимов. Что обозначает каждая пара: предметы, признаки предмета, действия предмета?

Ответ: Просторный — тесный (признаки предмета). Яма — холм (предметы). Радоваться — грустить (действия предмета). Разрешение — запрет (предметы). Спать — бодрствовать (действия предмета). Трусливый — смелый (признаки предмета). Спрашивать — отвечать (действия предмета). Аккуратный — неряшливый (признаки предмета).

Задание 3. Расшифруйте слова. Подберите к ним синонимы.

Ответ: Недуг — болезнь.

б) Я И Ф А Р Г ОТ ОФ

Ответ: Фотография ("читаем строчками, снизу, справа налево) — снимок.

в)

Ответ: Фантик — обёртка.

Задание 4. Измените слова, обозначающие предметы (имена существительные), по образцу.

ЧТО?

КТО?

Море

Моряк

Братство

Брат

Волшебство

Волшебник

Пуля

Пулеметчик

Школа

Школьник

Полёт

Летчик

Рабство

Раб

«Это интересно!»

• В русском языке есть несколько слов с тремя буквами «е» подряд. Например, «длинношЕЕЕ» (животное), а также «змЕЕЕд».

• Слово «неделя», оказывается, образовано из словосочетания «не делати», и первоначально «неделя» обозначала «день отдыха».

• В русском языке есть только одно слово, обозначающее признак предмета (полное имя прилагательное), состоящее из одного слога, — «злой».

Наступило время занимательного привала.

Выложите из деталей танграма изображение кошки.

Достройте фразу по образцу.

... (в дождь) сыро, а в жару ... (сухо);

... зимой, а летом ... (холодно; тепло);

... не люблю, а мороженое ... (суп; обожаю);

... плавает, а чайка ... (щука; летает);

... назначает уколы, а медсестра ... (врач; делает);

... зелёная, а небо ... (трава; голубое);

... — дерево, а шиповник — ... (рябина; кустарник);

... поёт, а кукушка ... (соловей; кукует);

... перья, а у рыбы ... (у птицы; чешуя);

... — головной убор, а куртка — ... (кепка; верхняя одежда).

Возвращаемся к теме занятия.

Задание 5. Распределите слова, обозначающие предметы в три группы. Дайте (устно) название каждой группе.

Волосы, щука, пасть, лицо, морда, ставрида, хвост, сельдь, руки.

Ответ:

1-я группа

2-я группа

3-я группа

то, что принадлежит человеку

рыбы

то, что принадлежит животному

Волосы

щука

пасть

Лицо

ставрида

морда

Руки

сельдь

хвост

Мишуткина академия

Задание 1. Переставьте местами буквы, так чтобы получились названия школьных дисциплин. Запишите их.

Зумыак — ... (музыка).

Ниеетч — ... (чтение).

Соирваени — ... (рисование).

Задание 2. Отгадайте загадку. Запишите отгадку.

В небе очень высоко

Россыпь звёзд, как молоко. Ко!

Рысь проворна и храбра,

От неё не жди добра. Бра!

Кто в стихах оставил след?

Подскажите мне ответ!

Ответ: кобра.

Задание 3. Иногда в автобусе или трамвае в облике человека обнаруживается... Подчеркните правильный ответ.

Кабан заяц тигр енот

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».