Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 2
Занятие 35. Повторяем, повторяем, повторяем...

Цель: закреплять умение правильно называть буквы и звуки, выделять в слове гласные и согласные звуки, отличать звонкие согласные звуки от глухих, твёрдые согласные от мягких, делать устный звуко—буквенный разбор слова; развивать внимание, мышление, воображение, фонематический слух, пространственную ориентацию.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Сегодня мы повторим тему «Фонетика», а значит, поупражняемся в правильном назывании букв и звуков, в выделении из слова гласных и согласных звуков, согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких, закрепим умение делать звуко—буквенный разбор слова.

Задание 1. Внимательно послушайте ряд слов. Запишите только первые буквы слов в том же порядке. Прочтите получившиеся слова. В каждом слове назовите все звуки и буквы.

Соня, осень, накипь.

Ответ: Сон. Звуки: [с], [о], [н]. Буквы: «эс», «о», «эн».

Иглы, валенки, адрес.

Ответ: Ива. Звуки: [и], [в], [а]. Буквы: «и», «вэ», «а».

Мина, ангел, крот.

Ответ: Мак. Звуки: [м], [а], [к]. Буквы: «эм», «а», «ка».

Завтрак, улов, борщ.

Ответ: Зуб. Звуки: [з], [у], [п]. Буквы: «зэ», «у», «бэ».

Задание 2. Расшифруйте слова, пользуясь кодом. В каждом слове назовите сначала гласные буквы, затем согласные.

а) 6, 3, 4, 2 ... крот («о»; «ка», «эр», «тэ»)

б) 6, 7, 3, 2, 7 … карта («а»; «ка», «эр», «тэ»)

в) 6, 4, 5, 6, 7 ... койка («о», «а»; «и краткое», «ка»)

г) 1, 2, 3, 4, 6, 7 ... строка («о», «а»; «эс», «тэ», «эр», «ка»)

Код:

Задание 3. Переставьте местами буквы, так чтобы получились слова, обозначающие названия орудий труда. Выделите в каждом слове твёрдые, затем мягкие согласные звуки.

Лаип — ...

Ответ: Пила: [л]; [п,].

Калей — ...

Ответ: Лейка: [к]; [л’], [и’].

Щелик — ...

Ответ: Клещи: [к]; [л’], [щ’].

Задание 4. В каждой строке «спряталось» название животного. Найдите его. Запишите. Назовите в каждом слове сначала звонкие согласные звуки, затем глухие.

Ответ: Волк ([в], [л]: [к]). Лиса ([л’]]; [с]). Енот ([й’], [н]; [т]). Тигр ([г], [р]); [т’]).

Пора отдохнуть. Занимательный привал!

Найдите 7 отличий. Отметьте их.

Ответ: на рисунке справа у обезьянки вместо банана цветочек; у жирафа не дорисованы: хвост, ухо, задняя нога, пятно на туловище; на земле не хватает одного камня; нет одной пальмы.

Перерисуйте по клеточкам лейку. Раскрасьте необычным способом.

Возвращаемся к теме занятия.

Задание 5. Разгадайте кроссворд. Если кроссворд будет разгадан правильно, то в выделенных клетках по вертикали можно будет прочесть отгадку на приведённую ниже загадку.

По горизонтали.

1. Был колобочек —

Стал носочек.

2. Два брата-близнеца

У каждого лица.

Вместе плачут, спать ложатся,

Вместе любят посмеяться.

3. Белая корзинка,

Золотое донце,

В нём лежит росинка

И сверкает солнце.

4. Кинешь в речку — не тонет,

Бьёшь о стенку — не стонет,

Будешь оземь кидать —

Станет кверху летать.

5. День и ночь в огороде стоит,

День и ночь огород сторожит.

6. С рукою боксёра дружит,

Верной защитой служит.

7. Что за зверь со мной играет —

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки?

8. Золотист он и усат,

В ста карманах — сто ребят.

Ответы. 1. Клубок. 2. Глаза. 3. Ромашки. 4. Мяч. 5. Пугало. 6. Перчатка. 7. Котёнок. 8. Колос.

Ключевая загадка.

С бала Золушка убегала

И случайно его потеряла. (Башмачок.)

Сделайте (устно) звуко-буквенный разбор слова «башмачок».

Башмачок. Звуки: [б], [а], [ш], [м], [а], [ч’], [о], [к]. Буквы: «бэ», «а», «ша», «эм», «а», «че», «о», «ка».

[Б] — согласный, твёрдый, звонкий.

[А] — гласный, безударный.

[Ш] — согласный, твёрдый, глухой.

[М] — согласный, твёрдый, звонкий.

[А] — гласный, безударный.

[Ч’] — согласный, мягкий, глухой.

[О] — гласный, ударный.

[К] — согласный, твёрдый, глухой.

Мишуткина академия

Задание 1. Слова утренний и вечерний составляют пару. Если слова северный, добрый, торжественный, злой, южный разбить на такие пары, то одно слово останется лишним. Какое? Подчеркните правильный ответ.

Северный добрый торжественный злой южный

Задание 2. Найдите в фантазийном слове части двух названий профессий. Запишите их.

Пиловар — ... (пилот, повар).

Почтоктор — ... (почтальон, доктор).

Пекарсатель — ... (пекарь, писатель).

Задание 3. Разгадайте метаграммы. Запишите их.

С Л я слезы вызываю,

С Ж по воздуху летаю.

Ответ: лук — жук.

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».