Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1
Занятие 5. Слова-братья

Цель: уточнить и расширить представления детей о синонимах; формировать умение подбирать синонимы к данным словам, находить лишнее слово в ряду синонимов; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, чувство рифмы, воображение, артистические способности.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Ребята, вы уже познакомились в первом классе со словами-синонимами. Что это за слова? (Синонимы — это слова, близкие по значению, но разные по звучанию, иначе — слова—приятели. Например, прекрасный — чудесный, смелость — отвага, дрожать — трястись.)

Кошка, тигр, пантера, лев, рысь, гепард — это звери из семейства кошачьих. Они из одной семьи, но их нельзя назвать одинаковыми, ведь у них разные размеры, разная окраска, разная масса... Как лев внешне не похож на кота, так и синонимы внешне не похожи друг на друга, но по смыслу они схожи. Так в одной семейке оказались синонимы: дом, здание, изба; в другой семейке: сообразительный, находчивый, догадливый; в третьей: победить, одолеть, разгромить. И таких семеек в русском языке очень много. Синонимы делают нашу речь богаче, красивее. Если мы знаем синонимы, нам не придется повторять одно и то же слово, мы сможем заменить его синонимом.

Послушайте сказку, которая называется «Слова-братья».

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное — они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд и повелел им друг друга братьями величать. И назвал он их одним словом — синонимы. Никто из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий счастливый.

Ребята, кто из вас запомнил название сказки? Как ещё можно называть синонимы, помимо того, что мы называем их слова-приятели? (Слова-братья).

Задание 1. Из ряда слов выберите те, которые являются синонимами записанных в таблице слов с тем же количеством букв. Впишите их в таблицу.

Слова: кукиш, резкий, речь, слово, старый, конец, низкий, потёмки, доброта.

Ответ. Речь, конец, старый, потёмки.

Задание 2. Отметьте «лишнее» слово, не являющееся синонимом данного.

Грустный — печальный, унылый, глубокий.

Храбрый — смелый, звонкий, отважный.

Слабый — ломкий, короткий, хрупкий.

Крепкий — прочный, надёжный, далекий.

Задание 3. Раскрасьте одним цветом слова синонимичных пар.

Ответ. Месяц — луна, азбука — алфавит, печаль — грусть, конь — жеребец.

Задание 4. Прочтите стихотворение. Назовите синонимы. Закройте тетрадь. Я буду читать стихотворение, пропуская каждое второе слово синонимичной пары. Ваша задача — хором назвать его.

Веселые рифмы

Поесть и подкрепиться,

Спешить и торопиться,

Пернатые и птицы,

Колы и единицы,

Потерянный — пропавший,

Сверкающий — блестящий,

К любому слову мы найдём

Синоним подходящий.

    (Из передачи «Радионяня»)

Учитель читает:

Поесть и ...,

Спешить и ...,

Пернатые и ...,

Колы и ...,

Потерянный — ...,

Сверкающий — ...,

К любому слову мы найдём

Синоним подходящий.

Подошло время занимательного привала!

Выполните графический диктант.

От точки проведите линию на три клетки влево; на одну клетку вверх; на три клетки вправо; на одну клетку вниз; на три клетки вниз наискосок слева направо; на одну клетку вниз наискосок справа налево; на семь клеток влево; на одну клетку вверх наискосок справа налево; на три клетки вверх наискосок слева направо.

Что вам напоминает этот рисунок? (Юбку, абажур, шапку.)

Раскрасьте рисунок в необычные цвета.

С помощью жестов и мимики продемонстрируйте следующие ситуации.

Ты получил долгожданную пятёрку и чувствуешь себя на седьмом небе от счастья.

Находясь один в классе, ты слышишь сигнал пожарной тревоги, спешишь покинуть помещение.

Ты старательно подсказываешь своему товарищу, «плавающему» у доски при ответе домашнего задания.

Ты покрываешь ногти лаком тайком от мамы, которая находится в соседней комнате.

Ты пытаешься найти в своей комнате вещь, которую когда-то сам спрятал и забыл, куда.

Ты идёшь вечером по тёмной улице, тебе всюду мерещатся привидения.

Тебе нужно переставить с плиты на стол горячую кастрюлю, а у тебя под рукой нет прихватки.

Возвращаемся к теме.

Задание 5. Разгадайте кроссворд «Синонимы».

По горизонтали.

2. Актёр. (Артист.)

4. Источник. (Родник.)

5. Пилот. (Лётчик.)

6. Преданный. (Верный.)

7. Беспокойство. (Тревога.)

По вертикали.

1. Занемочь. (Заболеть.)

3. Отечество. (Родина.)

Задание 6. Отгадайте загадки.

В языке родном, богатом

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

Я желаю вам удачи.

      (Доктор, лекарь, эскулап.)

Ясен здесь ответ любому:

Пища, только по—другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то — ...

   (Еда.)

Надеюсь, вы, друзья, готовы

Отель назвать мне русским словом?

     (Гостиница.)

Здесь придётся подумать немного

И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и про тропинку не забудь!

Слово очень обычное — ...

    (Путь.)

Мишуткина академия

Задание 1. Какое из этих литературных произведений не сказка? Подчеркните правильный ответ.

«Бременские музыканты» братьев Гримм;

«Дюймовочка» Г.-X, Андерсена;

«Слон и моська» И. А. Крылова;

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Задание 2. Что не может быть мягким, зелёным и теплым? Подчеркните правильный ответ.

Трава свитер плед лимонад

Задание 3. Замените всего одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово.

Ответ. Пучок, ранка, кость.

«Улыбнись!»

Винни-Пух поздравил ослика с днём рождения, а потом говорит:

— Иа, тебе, наверно, много лет?

— Почему ты так решил?

— Судя по твоим ушам, тебя часто за них дёргали!

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».