Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1
Занятие 6. Слова-наоборот

Цель: уточнить и расширить представления учащихся об антонимах; формировать умение находить антонимы в тексте, а также подбирать их самостоятельно; развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

На прошлом занятии, ребята, мы с вами говорили о словах-братьях, которые иначе называются синонимы. Синонимы — это слова, близкие по смыслу.

Сегодня мы вспомним слова с противоположным значением, слова-неприятели, слова—наоборот, или по-другому, — антонимы. Вы, конечно, слышали такие выражения: «мягко стелет, да жестко спать», «разные, как лед и пламень», «старый друг лучше новых двух». Какие слова в этих выражениях противопоставлены друг другу по значению? (Мягко — жестко, лед — пламень, старый — новый.)

К одному слову нередко можно подобрать несколько антонимов. Например, интересный — безынтересный, скучный; свет — тьма, темнота; ясный — пасмурный, ненастный, непогожий.

Давайте поупражняемся в умении находить антонимы в тексте, а также подбирать антонимы самостоятельно.

Задание 1. Найдите в пословицах антонимы. Подчеркните их.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.

У короткого ума длинный язык.

Труд кормит, лень портит.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Ближний сосед лучше дальней родни.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Задание 2. Расшифруйте слова. Придумайте к ним антонимы.

а) ансев — (Весна — осень.)

б) булуиузукуоу — (Близко — далеко.)

в)

(Выпрямил — согнул.)

г)

(Медленно — быстро.)

д) 3, 1, 4, 6, 2, 5.

Код:

(Уронил — поднял.)

е)

(Радостно — грустно.)

Задание 3. Разгадайте кроссворд «Антонимы».

По горизонтали.

1. Находка. (Потеря.)

3. Смеётся. (Плачет.)

5. Прямой. (Кривой.)

7. Мелко. (Глубоко.)

По вертикали.

2. Острый. (Тупой.)

4. Друзья. (Враги.)

6. Мало. (Много.)

Задание 4. Самостоятельно соедините линиями антонимы.

Ответ. Родина — чужбина, высоко — низко, исчезнуть — появиться, правда — ложь, тишина — шум, знойный — холодный, впереди — позади, плоский — объёмный.

Пора отдохнуть. Занимательный привал!

Раскрасьте узор.

Отгадайте три загадки, а затем со словами-отгадками придумайте как можно больше предложений. Разрешается изменять окончания, добавлять другие слова, фантазировать.

Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку.

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест её никак.

   (Шофёр.)

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

   (Ложка.)

Самый кислый цитрус тот.

Папа в чай его кладёт.

    (Лимон.)

Примеры.

Шофёр ложкой ел лимон.

Шофёр выжал из лимона сок в ложку.

Сын шофёру подарил лимон, а дочка — чайную ложку.

Шофёр пил чай с лимоном, помешивая его ложкой.

Шофёр потерял ложку, зато нашёл лимон.

Косточку от лимона шофёр посадил в горшок и взрыхлил землю ложкой.

И еще немного поработаем с антонимами.

Задание 5. Подберите антонимы к выделенным словам (устно).

На пляже песок сухой, а у воды ... . Переходя улицу, смотри налево, а потом ... . В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через ... . В поезде дедушка спал на нижней полке, а я на ... полке. Петя обычно румяный, а после болезни он ... .У берега озеро мелкое, а дальше ... .

Ответы. Мокрый (сырой), направо, переднюю, верхней, бледный, глубокое.

Задание 6. Отгадайте загадку. Назовите антонимы.

Бывает он и в холод,

Бывает он и в зной,

Бывает он и добрый,

Бывает он и злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.

    (Ветер.)

Ответ. Холод — зной, добрый — злой, прошепчет — загудит, умчится — примчится.

Мишуткина академия

Задание 1. Название какого домашнего животного составлено из двух предлогов?

Подчеркните правильный ответ.

Кот мышь бык осёл

Задание 2. Найдите в фантазийном слове части двух хорошо известных слов — названий растений. Запишите эти названия.

Земляжовник — … (Земляника, крыжовник.)

Грублоня — ... (Груша, яблоня.)

Моркдор — ... (Морковь, помидор.)

Задание 3. Как по латыни будет звучать слово «шар», если в русском языке это школьное пособие для урока окружающего мира? Подчеркните правильный ответ.

Карта глобус лупа скелет

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».