Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
От авторов
Уважаемый учитель! Успешность вашей работы по учебнику «Русский язык. 3 класс» (авторы С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова) и рабочим тетрадям «Пишем грамотно» (№ 1 и 2), «Учусь писать без ошибок» (автор М. И. Кузнецова) во многом зависит от понимания концептуальных педагогических и методических идей, заложенных в содержании курса.
Представим кратко эти идеи.
1. Учебный курс «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
2. Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе организации учебной деятельности. Такие универсальные учебные действия (в первую очередь метапредметные) «обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса»1. Следовательно, деятельность учащихся на уроке должна быть организована таким образом, чтобы предметные учебные действия (определение и характеристика языковых единиц, поиск места орфограммы в слове и владение навыками безошибочного письма, создание собственных текстов и редактирование предложенных и т. п.) формировались параллельно с универсальными. Иначе говоря, в процессе изучения предмета «Русский язык» ученик должен обучаться умению учиться. Перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом уроке русского языка, представлен в графе «Характеристика деятельности учащихся» в поурочном планировании (см. Приложение в данном комментарии, а также книгу «Русский язык: программа, планирование, контроль» (авторы С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова).
1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — С. 27.
3. Достижение заявленных целей возможно при соблюдении технологии образовательного процесса на уроках русского языка, представленной в учебниках «Русский язык» системы учебников «Начальная школа XXI века».
4. Учебник ориентирован на достижение учащимися таких предметных целей, как социокультурная и научно-исследовательская.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
5. Содержание учебного предмета «Русский язык» структурировано в учебнике по трём блокам: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
На уроках определённого блока реализуется одна цель:
• уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний (научно-исследовательская цель);
• уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма (социокультурная цель);
• уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся (социокультурная цель).
6. В рамках одного урока три основные цели не смешиваются: происходит «погружение» в одну проблему — лингвистическую, орфографическую (пунктуационную) или речевую (развитие речи). Суть языковых явлений ученики осознают не столько на теоретическом, сколько на практическом уровне — при выполнении заданий, раскрывающих различные аспекты той или иной проблемы.
7. Теоретический языковой материал учебника носит в первую очередь ознакомительный характер, что не предполагает заучивания. Необходимо разъяснять ученикам суть и смысл языкового факта, обращать внимание на ту или иную закономерность, не требуя при этом дословного воспроизведения их характеристик.
8. Содержание учебного материала даётся поурочно. Каждый урок представлен сменяющими друг друга рубриками и упражнениями. Их последовательность — это логика организации учебной деятельности детей.
9. «Избыточность» упражнений в рамках одного урока обеспечивает возможность индивидуального и дифференцированного обучения. В зависимости от подготовленности класса, темпа работы на уроке, сформированности учебной деятельности учитель может самостоятельно отбирать необходимый и достаточный материал.
Механическое выполнение всех упражнений в классах, не готовых к восприятию лингвистических понятий, приведёт к перегрузке учеников. Не рекомендуем усложнять задания, например, выполнять полный разбор слова по составу, если это не предусмотрено авторами учебника.
10. Задания рубрик и упражнений предполагают проблемное обучение и включают элементы исследовательской работы и проектной деятельности учащихся. Следовательно, необходимо постоянно осуществлять научно-методический контроль исследовательской деятельности учащихся, стимулировать их познавательную мотивацию при выполнении проектных заданий; контролировать достигнутые результаты, организовывать обсуждение тех вопросов и языковых ситуаций, которые даны в учебнике. Если регулярно не проводить коллективного обсуждения заданий, даже правильное и быстрое выполнение упражнения не позволит достичь главного результата — развития учебной деятельности ученика, навыков самоконтроля, стремления и умения доказательно объяснять свою точку зрения.
Надеемся, что наше пособие поможет вам эффективно организовать работу детей с учебником и рабочими тетрадями.
Обратите внимание на особенности пособия:
• комментируется каждое упражнение и каждая рубрика учебника, характеризуются их лингвистические и методические особенности;
• предлагаются варианты заданий к упражнениям в зависимости от уровня подготовленности учеников; показаны способы организации дифференцированной и индивидуальной работы;
• рассматриваются возможные трудности и ошибки, вызванные как сложностью языкового материала, так и особенностями готовности учеников данного возраста к восприятию языковых фактов или закономерностей; предлагаются пути предупреждения и устранения ошибок;
• координируется работа по учебнику и рабочим тетрадям «Пишем грамотно» (№ 1 и 2) и «Учусь писать без ошибок»;
• предлагаются дополнительные вопросы и задания к некоторым упражнениям и урокам учебника;
• представлена методика словарной работы;
• в отличие от комментариев к учебнику 2 класса, в данном пособии не представлены дополнительные задания по совершенствованию каллиграфического навыка; если такая необходимость возникнет, можно опираться на комментарии к учебнику 2 класса;
• в конце каждого урока введена рубрика «Ваш комментарий к уроку» для заметок учителя, что позволит вам контролировать свою работу и учитывать индивидуальную траекторию продвижения каждого ученика от незнания к знанию.
В Приложении приведены программа по русскому языку для 3 класса; требования к уровню подготовки выпускника 3 класса; примерное тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе.