Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Повторяем фонетику
Задачи урока: познакомить с учебником «Русский язык. 3 класс»; повторить классификацию звуков: соотношение количества гласных звуков и букв, согласных звуков и букв; отработать умение воспроизводить звуковой состав слова с помощью транскрипции.
Работа по учебнику
В начале урока дети знакомятся с новым учебником и системой условных обозначений.
Рубрика «Вспомни изученное» направлена на активизацию и систематизацию знаний по фонетике, полученных в 1 и во 2 классах.
Упражнение 1 — повторение классификации звуков: соотношения количества гласных звуков и обозначающих их букв, правил обозначения гласных звуков буквами. Выполняется фронтально. Учащиеся выбирают верное утверждение. Если ученики дали неправильные ответы, учитель предлагает работать со схемой, которая воспроизводится на доске и в рабочих тетрадях. Вместо знаков вопросов на схеме записываются соответствующие буквы и звуки. В процессе этой работы повторяются правила обозначения буквами гласных звуков. Заполненная схема выглядит так:
Вопросы учителя (на закрепление и обобщение знаний). Какие гласные буквы могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука? (я, ё, и, ю, е) Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие это звуки? (я — [й’а], ё — [й’о], е — [й’э], ю — [й’у]) В каких случаях эти буквы обозначают два звука? (В начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твёрдого знаков.)
Рубрика «Вспомни изученное» организует повторение соотношения звукового и буквенного составов слова. Учащиеся должны установить, что утверждение является правильным. Если же они отвечают, что Серёжа не прав, учитель предлагает записать слово поля с помощью транскрипции — [пал’а]. Ученики с высоким уровнем подготовки могут уточнить, что в данном слове хоть гласные и одинаковые, но первый звук [а] является безударным, а второй — ударным.
В качестве примеров слов, в которых один и тот же гласный звук обозначается разными буквами, могут быть записаны такие слова: утюг (звук [у] сначала обозначен буквой у, а потом буквой ю, которая обозначает ещё и мягкость звука [т’]); маяк (звук [а] сначала обозначен буквой а, а потом буквой я, которая обозначает в этом слове два звука — [й’а]); моря (звук [а] сначала обозначен буквой о, а потом буквой я, которая обозначает ещё и мягкость звука [р’]); мыши (звук [ы] в первом случае обозначен буквой ы, а во втором случае по правилам орфографии — буквой и).
Упражнение 2 — повторение соотношения количества согласных звуков и букв. Выполняется фронтально. Учитель выносит буквенную и звуковую запись слова котята на доску. Вся работа может быть организована без опоры на учебник, учитель сам задаёт вопросы к упражнению.
Примерные ответы: 1. В этом слове три разных согласных звука: [к], [т’], [т]. 2. Звуки [т’] и [т] обозначены одной и той же буквой т. 3. Мягкость звука [т’] в буквенной записи обозначена буквой я.
Опираясь на приведённую в учебнике схему, учащиеся должны в утверждение добавить слово больше.
Упражнение 3 — повторение классификации согласных звуков по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.
Вопросы учителя. Что можно сказать о первых шести звонких согласных звуках? (Это парные звонкие согласные.) Что можно сказать о первых шести глухих согласных звуках? (Это парные глухие согласные.) Что можно сказать о звуках [л], [м], [н], [р], [й’]? (Это непарные звонкие согласные.) Что можно сказать о звуках [х], [ц], [ч’], [щ’]? (Это непарные глухие согласные.) Все ли согласные звуки, которые образуют пары по звонкости-глухости, приведены в учебнике? (Не все, не указаны мягкие согласные, например, [з’] — [с’].) Можно ли сказать, что большая часть согласных звуков русского языка является парными по твёрдости-мягкости? (Да.) Перечислите твёрдые непарные звуки. ([ж], [ш], [ц]) Назовите мягкие непарные звуки. ([ч’], [щ’], [й’])
Рубрика «Давай подумаем» позволяет проверить, насколько прочно и осознанно усвоен материал о непарных по твёрдости-мягкости согласных звуках. Правильно выполненное задание:
1) шиповник, цапля, жук + шустрый;
2) йогурт, черёмуха, юнга, чудак, щука + щавель, червяк.
Примеры объяснения допущенных ошибок: слово щавель (следует напомнить ученикам правильное произнесение этого слова — щавель) не может быть записано в первую группу, так как начинается с непарного мягкого согласного звука [щ’], поэтому это слово должно быть записано во вторую группу. Слово лось не может быть записано ни в первую, ни во вторую группу, так как начинается с твёрдого парного звука [л], его мягкая пара — звук [л’]. Слово червяк не может быть записано в первую группу, так как начинается с непарного мягкого согласного звука [ч’], поэтому это слово должно быть записано во вторую группу. Слово белка не может быть записано ни в первую, ни во вторую группу, так как начинается с мягкого парного [б’], его твёрдая пара — звук [б]. Слово шустрый начинается с непарного твёрдого звука [ш], оно должно быть записано в первую группу.
Возможная ошибка. Учащиеся считают, что слово юнга не должно быть записано во вторую группу, так как начинается с гласной буквы.
Помощь. Учитель предлагает определить первый звук в слове юнга и назвать его изолированно — [й’]. Затем обращает внимание на то, что в задании требовалось записывать слова, распределяя их в соответствии с первым звуком.
Вывод, который делают учащиеся в результате работы с рубрикой, может быть таким: нужно обязательно запомнить, что звуки [ж], [ш], [ц] в русском языке являются непарными твёрдыми согласными, а звуки [ч’], [щ’], [й’] — непарными мягкими.
Дополнительное задание. Указать, в какие группы нужно было бы записать следующие слова: цирк (1), жизнь (1), чёрный (2), дождь (—), якорь (2), лебедь (—), шить (1).
Упражнение 4 — повторение явления оглушения звонких согласных на конце слова и перед глухими согласными. Выполняется фронтально. Учитель может предложить классу письменно сделать транскрипцию нескольких пар слов: [л’эс], [в’ис’т’й], [грус’т’], [сй’эст], [плот].
Вопросы учителя. В каких словах все согласные — твёрдые? (плод — плот) Есть ли среди данных слов такие, в которых все согласные звуки звонкие? (Нет.) Есть ли среди данных слов такие, в которых все согласные звуки — глухие? (Нет.)
Упражнение 5 (трудное) — развитие умения работать со звуковой формой слова, отработка навыка определять точный звуковой состав слова, находить разницу между буквенным и звуковым составом слов. В зависимости от темпа работы и уровня класса учитель может не предлагать записывать все слова с помощью транскрипции, а рекомендует ученикам устно определить, какой звук повторяется в каждом ряду.
Правильный ответ:
1) во всех словах повторяется звук [ш], лишних слов нет;
2) во всех словах повторяется звук [ф], лишних слов нет;
3) во всех словах повторяется звук [с], лишних слов нет;
4) во всех словах повторяется звук [й’], лишних слов нет.
Дополнительное задание. Фронтальное выполнение теста на с. 3-5 в тетради «Учусь писать без ошибок». Полученные результаты позволят учителю определить, насколько хорошо учащиеся владеют материалом, изучавшимся во 2 классе.
Дифференцированная работа. Часть учащихся самостоятельно выполняют упр. 3-7 в тетради «Учусь писать без ошибок». Учащиеся, требующие повышенного индивидуального внимания, выполняют под руководством учителя упр. 3-5, 7 в тетради «Учусь писать без ошибок». Результаты работы обсуждаются фронтально.
Ваш комментарий к уроку