Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Вспоминаем правила написания прописной буквы
Правописание
Задачи урока: повторить правила написания прописной буквы в начале предложений и в именах собственных; отработать умение применять эти правила.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — повторение написания прописной (заглавной) буквы в начале предложений, в географических названиях, именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. Выполняется фронтально. Перед записью предложений учитель просит учащихся вспомнить алгоритм списывания. Если за лето алгоритм забыт, учитель напоминает его (см. учебник «Русский язык. 2 класс», урок 11, упр. 3, с. 37-38).
Дополнительное задание. Найти в предложениях слова, написанные с прописной буквы (помимо выделенных), и объяснить причину написания заглавной буквы.
Рубрика «Вспомни изученное» позволяет обобщить результаты повторения и сформулировать правило написания прописной буквы. Примерная формулировка может быть такой: «Первое слово в предложении, имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (названия городов, деревень, улиц, площадей, рек, морей, океанов) пишутся с прописной буквы».
Упражнение 2 — орфографический тренинг. Выполняется в парах с одновременной работой одной из пар у доски. Проверка проводится в процессе обсуждения выполненной работы, в случае необходимости в запись на доске и в тетрадях вносятся изменения.
Правильно выполненное задание: космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, столица России, город Москва, улица Волхонка, берега России, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Баренцево море.
Возможная ошибка. Учащиеся выписывают словосочетание столица Россия.
Помощь. Учитель просит рассказать, названием чего является слово Россия, после этого предлагает записать словосочетание государство Россия.
Дополнительные задания. Назвать случаи написания заглавной буквы, отсутствующие в упражнении; подобрать и записать свои примеры (собака Арто, река Ока, Атлантический океан и т. д.).
Упражнение 3 — дифференциация случаев написания одинаково звучащих слов с заглавной и со строчной буквы в зависимости от смысла предложения. Выполняется самостоятельно.
Дополнительное задание. Доказать, что в предложение «Звёзды отражались в водах ... океана» можно вставить слова Тихого и тихого.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — тренировка в применении правил написания географических названий с заглавной буквы, повторение написания словарных слов. Выполняется в парах с последующей фронтальной проверкой.
Упражнение 2 — отработка умения определять границы предложений и правильно оформлять начало и конец предложения. Первая часть задания выполняется учащимися самостоятельно в классе с последующей проверкой.
Вопросы учителя (задают алгоритм проверки). Сколько предложений в этом тексте? Какие слова должны быть записаны с заглавной буквы? После каких слов должна быть поставлена точка?
Дополнительное задание. Списать текст, внося необходимые изменения.
Упражнение 3 — отработка навыка написания слов с заглавной буквы при заполнении пропусков в тексте (с опорой на личный опыт учащихся). Выполняется фронтально.
Упражнение 4 — повторение правописания словарных слов, изученных во 2 классе, в процессе разгадывания кроссворда.
Ответы: 1 — заяц, 2 — пенал, 3 — дорога, 4 — тетрадь, 5 — ягода, 6 — месяц, 7 — берёза, 8 — ребята.
Дополнительные задания.
1. Записать в тетрадь только словосочетания, в которых есть слова, пишущиеся с прописной буквы. Запись на доске: московский (К,к)ремль, московский (Г,г)ость, (К,к)расная площадь, (К,к)расная ручка, девочка (Л,л)ена, река (Л,л)ена, утренняя (З,з)орька, корова (З,з)орька, улица (В,в)иноградная, (В,в)иноградная гроздь, маленькая (Б,б)усинка, маленькая кошка (Б,б)усинка.
2. Составить и записать три словосочетания, в каждом из которых есть слово, пишущееся с прописной буквы.
3. Записать предложения под диктовку учителя с последующей коллективной проверкой.
Каждый в России с детства знаком со сказками Александра Сергеевича Пушкина. Во время летних каникул мы побывали в Москве, в Санкт-Петербурге и в Новгороде. Пароход плыл по реке Волге.
Дифференцированная работа. Учащиеся, требующие педагогической поддержки, выполняют под руководством учителя упр. 41 и 49 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальные работают с этими упражнениями самостоятельно, после чего выполняют творческое задание: составляют свои пары слов по такому же принципу, как они подобраны в упр. 49, и сочиняют с каждым словом подобранной пары предложение.
Домашняя работа. Списать текст упр. 2 тетради «Пишем грамотно», внося необходимые изменения.
Ваш комментарий к уроку