Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Фонетический разбор слова
Как устроен наш язык
Задачи урока: повторить правило слогоделения; систематизировать знания по фонетике; отработать алгоритм фонетического разбора слов.
Повторение материала, пройденного на первом уроке, проводится на основе работы в тетради «Учусь писать без ошибок». Выполняются упр. 1, 2, 8, 14.
Работа по учебнику
Рубрика «Вспомни изученное» организует повторение правил деления слов на слоги. Объяснение причины трёх допущенных ошибок может быть таким: «Буквы й, ъ, ь не обозначают гласных звуков».
Возможная ошибка. Учащиеся пытаются разделить на слоги слова, состоящие из одного слога, — май, въезд. Эта ошибка может быть вызвана невнимательным чтением задания рубрики.
Упражнение 1 (работа в группе) — отработка умения делить слова на слоги. Выполняется в группах. Задание может быть оформлено в три столбика:
Вариант выполнения. Можно разделить класс на три группы и каждой предложить найти в стихотворении слова, удовлетворяющие одному из трёх условий. Такой способ работы позволит сократить время на выполнение упражнения.
Вопросы учителя. Можно ли перенести слова, записанные в первом столбике? (Нет.) Есть ли среди слов второго столбика слово, которое нельзя перенести? (Да, «они».)
Рубрика «Вспомни изученное» организует повторение различных способов записи слов.
Памятка «Как выполнять фонетический разбор слова» знакомит с алгоритмом фонетического анализа слов. Сначала инструкцию читает учитель. Далее класс работает с образцом фонетического разбора слова страус.
Обратите внимание. Все языковые разборы в наших учебниках даются в полном варианте (каждая языковая единица получает исчерпывающую характеристику), а не в сокращённом виде, как это традиционно принято. Авторы считают, что уже в начальной школе учащиеся должны познакомиться в качестве образца с исчерпывающим вариантом анализа. В то же время учителю следует помнить, что, во-первых, проведение языкового разбора не является обязательным требованием для выпускника начальной школы, а, во-вторых, сложность языкового анализа и «времяёмкость» самой процедуры обязывают учителя подходить к проведению языковых разборов дифференцированно: сильные ученики могут выполнять разборы письменно в полном объёме; успевающие средне — письменно в сокращённом виде; слабоуспевающие — устно, с опорой на образец. Это касается не только фонетического разбора, но и всех остальных видов языкового анализа.
Педагог обращает внимание на разницу последнего подпункта в качественной характеристике звука («обозначен буквой...») между письменным и устным проведением разбора. При устном разборе учащийся произносит алфавитное название буквы (например, «эс», «эль» и т. д.), при письменном — достаточно просто указать букву, не давая её алфавитного названия (например, «буква „с“»). Если учащийся в письменном разборе записывает алфавитное название буквы, это не является ошибкой, а всячески приветствуется педагогом.
Рубрика «Обрати внимание» акцентирует внимание учащихся на различии в делении слов на слоги и для переноса. Учитель указывает на то, что при фонетическом разборе слово делится на слоги.
Упражнение 2 — отработка алгоритма выполнения фонетического разбора слов. Проводится фронтально письменно или устно. Учитель оговаривает способ сокращения слов, например: согласный — согл., твёрдый — тв. и т. д. Один из учеников работает у доски. При разборе первого слова учитель сам читает пункты фонетического разбора.
Пример оформления выполненного задания:
Упражнение 3 (работа в паре) — отработка алгоритма фонетического разбора, совершенствование процедуры контроля в процессе поиска допущенных ошибок. Выполняется устно в парах с последующей фронтальной проверкой. Учащиеся должны заметить три ошибки: 1) не указана буква, которой обозначен на письме звук [э]; 2) неправильно дана характеристика звука [т’] по звонкости-глухости (данный звук является глухим парным — [д’]); 3) не указана буква, которой обозначен на письме звук [и].
Упражнение 4 — отработка записи слов с помощью транскрипции и применения алгоритма полного фонетического разбора. Выполняется фронтально письменно.
Пример оформления выполненного задания:
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слово ракета, подчеркнуть орфограмму «Непроверяемые гласные в корне слова», подобрать к нему родственные слова (ракетный, ракетоносец, ракетчики), составить предложения с данными словами, одно из них записать под диктовку учителя.
Дополнительная работа. Выполняются упр. 21 и 23 в тетради «Учусь писать без ошибок».
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют под руководством учителя упр. 9-13, 17 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальные работают самостоятельно, после чего выполняют упр. 18-20. Результаты работы обсуждаются.
Ваш комментарий к уроку