Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Вспоминаем правила переноса слов

Как устроен наш язык

Задача урока: повторить и отработать умение применять правила переноса слов.

В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить, какие они знают правила переноса. Учащиеся должны ответить, что слова переносятся по слогам, что нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку одну букву, даже если она составляет слог, что буквы й, ъ, ь нельзя отделять от предшествующей буквы. Учитель задаёт ещё один вопрос: «Какие слова нельзя перенести со строки на строку?»

Работа по учебнику

Упражнение 1 — поиск слов, которые нельзя переносить. Выполняется фронтально, письменно.

Дополнительное задание. Подчеркнуть в выписанных словах буквы гласных. Учащиеся должны выписать слова: юла, Юра, Яша, ель, съел, укол, опять, иней, змея, май, здесь — и объяснить, почему эти слова нельзя перенести. Особое внимание следует уделить доказательству невозможности переноса выписанных слов, состоящих из двух слогов.

Упражнение 2 (работа в паре) — поиск слов, которые можно перенести; изменение форм оставшихся слов так, чтобы их можно было разделить для переноса. Выполняется письменно в парах с последующей фронтальной проверкой, одна из пар работает у доски. Запись на доске и в тетрадях: 1) гром-ко, во-сход; 2) взгля-ды (взгля-дом), ёжи-ки (ёжи-ку, ёжи-кам и т. д.), сель-ди, кра-бы (кра-бу, кра-бами и т. д.), дож-дя (до-ждя).

Упражнение 3 — обобщение и закрепление знаний о правилах переноса слов. Выполняется фронтально устно. После того как учащиеся определят, что первое, четвёртое и пятое утверждения неверные, учитель просит заменить в них по одному слову так, чтобы утверждения стали правильными (слово можно нужно заменить на слово нельзя).

Упражнение 4 (работа в группе) — тренировка в делении слов для переноса. Выполняется письменно в группах с последующей фронтальной проверкой.

Запись в тетради:

цирк, съел, взлёт, обувь, огонь

ге-рой, ут-ро, боль-ше, объ-езд, коль-цо, трой-ка, паль-то, клас-сная, стай-ка, те-традь, рус-ский, прилёт, сде-лать, ос-тров, се-стра

ма-ли-на, за-ряд-ка, ра-бо-чий

Если ученики выписали не все слова, допускающие двойное деление для переноса, учитель предлагает им ещё подумать, как перенести некоторые из слов (можно записать на доске слова из приведённого списка).

Обратите внимание. В современной орфографии группа неодинаковых согласных букв в середине слова, входящих в корень или находящихся на стыке корня и суффикса, может быть разбита для переноса любым образом, например: се-стра, сестра и сест-ра; це-нтральный, цен-тральный и цент-ральный; ро-ждение и рож-дение; детство, дет-ство, детс-тво и детст-во; шумный и шум-ный. Именно поэтому ученики могут поместить в третью колонку (и это будет правильно) такие слова: тетрадь (тет-радь и тетрадь), сестра (се-стра и сес-тра), остров (ос-тров и ост-ров).

 При возникновении спорных вопросов рекомендуем обращаться к справочнику «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина; любое издание).

Упражнение 5 (по выбору) — закрепление правил переноса. Выполняется письменно, возможно выполнение в парах.

Вариант выполнения. Учащиеся устно подбирают и называют необходимые слова, учитель записывает их под цифрами 1 и 2 на доске; после фронтальной устной работы учащиеся записывают в тетрадь по четыре слова из каждой группы.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — развитие умения определять, можно ли переносить слово. Учащиеся самостоятельно находят и подчёркивают слова, которые нельзя переносить. В процессе проверки они устно обосновывают свой выбор.

Упражнение 2 — повторение и отработка правил переноса; выявление слов, которые нельзя переносить. Выполняется в парах с последующей фронтальной проверкой.

Упражнение 3 — совершенствование действия контроля и отработка умения правильно делить слова для переноса. Выполняется индивидуально с последующей фронтальной проверкой: учащиеся называют слова, в которых Женя допустил ошибки, и сообщают правильный вариант деления слов для переноса.

Упражнение 4 — обобщение знаний учащихся о правилах переноса. Выполняется фронтально.

Упражнение 5 — повторение написания словарных слов, выученных во 2 классе. Выполняется в парах с последующей проверкой.

Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слова малина, остров, подчеркнув орфограмму «Непроверяемые гласные в корне слова», подобрать к ним родственные (малинка, малиновый, малинник; островок, островитяне, полуостров). Составить предложения, включив в них сразу оба словарных слова, одно из предложений записать под диктовку.

Дополнительные задания.

1. Найти среди слов, написанных на доске, неправильно разделённые для переноса. Записать найденные слова в два столбика: в первый — слова, которые нельзя переносить, во второй — слова, которые можно переносить, разделив их для переноса правильно.

Слова на доске: шо-рох, тек-ст, нач-ало, ко-нец, ка- ран-даш, я-зык, па-мя-ть, тра-ди-ция, мол-око, сын-ок, хо-лод-ный, я-корь, фо-кус-ник, пе-ре-нос.

2. Записывать диктуемые учителем слова в два столбика: в первый — слова, которые нельзя переносить, во второй — слова, которые можно переносить, разделяя их для переноса. В зависимости от уровня подготовки класса учитель проводит данное задание либо как самостоятельное, либо как фронтальное с подробным комментированием своей работы учащимися по цепочке и объяснением написания заглавной буквы в некоторых словах.

Диктуемые слова: вишня, осень, листья, зверь, дружок, Россия, зайка, ручьи, вдруг, подъезд, объявление, Волга, герой, отец, гость, отъезд, дождь, стройка, Илья, Ольга, зимний.

Дифференцированная работа. Учащиеся, требующие педагогической поддержки, выполняют под руководством учителя упр. 24-26 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальные выполняют эти упражнения самостоятельно. По окончании работы можно предложить творческие задания: 1) определить, на какие группы можно разделить слова, подчёркнутые в упр. 25 (первая группа — слова, которые нельзя переносить, так как они состоят только из одного слога; вторая группа — слова, которые состоят из двух слогов, но их нельзя переносить, так как первый слог в этих словах обозначен одной буквой; третья группа — слова, которые состоят из трёх слогов, но их нельзя переносить, так как первый и последний слоги обозначены одной буквой); 2) самостоятельно составить список слов, которые нельзя переносить, подбирая слова на разные случаи. Результаты работы обеих групп обсуждаются фронтально.

Домашняя работа. Списать слова из упр. 2 и 3 тетради «Пишем грамотно», правильно разделяя их для переноса; повторить написание словарных слов, данных в упр. 5 тетради.

Ваш комментарий к уроку