Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Повторяем: текст, его признаки и типы
Развитие речи
Обратите внимание. В комментариях к урокам 2 класса неоднократно указывалось, как следует работать с текстом на уроках блока «Развитие речи». В данном пособии известные учителю этапы работы над текстом не повторяются. Напомним их: прочитать с учениками текст, обсудить его основную мысль, целевую установку автора (ученики должны высказать своё мнение), обсудить заголовок текста и соотнести его с основной мыслью текста (при отсутствии заголовка текст обязательно озаглавливается). При выполнении коллективной работы учителю следует выписывать на доску те варианты, которые предлагают ученики, обсуждать и редактировать записи. В то же время ученики должны иметь право выбрать тот вариант (заголовка, начала, окончания, плана текста), который кажется им наиболее приемлемым: либо списать с доски коллективный вариант, либо записать свои варианты (учитель обязательно поясняет, что индивидуально работающим ученикам он окажет помощь).
Несмотря на то что, как и во 2 классе, ученики в первую очередь осваивают структуру текста, в некоторые упражнения для 3 класса включены задания с элементами редактирования (выбор подходящего синонима, замена неудачного слова или фразеологизма, исправление смысловой ошибки, связанной с неточным словоупотреблением, и др.). Если такое задание к упражнению отсутствует, учитель обращает внимание учеников на наиболее точный вариант той или иной языковой единицы.
Задачи урока: повторить признаки текста (смысловая цельность; наличие заголовка, связанного с текстом; последовательность предложений в тексте); учить работать с планом и окончанием текста.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — комплексное повторение материала, пройденного во 2 классе. Выполняется фронтально устно. Текст стихотворения читает учитель или хорошо читающие ученики (можно организовать чтение по четверостишиям).
Вопросы учителя. Сравните стихотворение и его заголовок: что является текстом? Почему? О чём рассказывает автор в стихотворении? Что дало возможность автору назвать свой текст «Грибной лес»? Можно ли этот текст озаглавить по- другому?
Ученики предлагают свои варианты заголовка, учитель фиксирует их на доске. Затем организуется анализ плана, который составил Саша (план неверный, названия каждой части выбраны произвольно). Ученики должны аргументированно объяснить, что основное содержание каждой части не соответствует предложенному в учебнике варианту. План данного текста можно не составлять, однако необходимо определить основную мысль (микротему) каждого четверостишия.
Упражнение 2 (работа в паре) — повторение одного из типов текста — описания, подбор заголовка и выбор одного из предложенных вариантов окончания текста. Выполняется в парах с последующим обсуждением. В классах с невысокой успеваемостью возможно фронтальное выполнение. Текст читает учитель или хорошо читающий ученик. Определение типа текста (текст-описание) учитель может предварить введением, направляющим размышления учащихся: «Вспомните, во 2 классе мы познакомились с разными типами текста — описанием, повествованием, рассуждением. Один из них мы сравнивали с последовательно сменяющими друг друга кадрами киноплёнки, другой — с застывшим кадром, а третий — с объяснением того, почему происходят те или иные действия, явления. Какой текст можно сравнить с застывшим кадром киноплёнки? (Текст-описание.) На что похож текст из упражнения? Что описывает автор?»
На этом этапе работы учитель уже предлагает ученикам озаглавить текст (варианты заголовков записать на доске), затем обращает внимание на необходимость выбора подходящего по смыслу окончания текста. После того как ученики определят, что подходящим является вариант под цифрой 3, учитель предлагает прочитать текст целиком и подумать, не изменится ли теперь его название (возможно, на доске уже будут подходящие варианты, однако важно, чтобы появился и такой заголовок: «Голос (голоса) осени»). В зависимости от темпа работы учеников списывание текста можно предложить, как домашнюю работу (вариант — списать один из абзацев текста). Анализ других вариантов окончания проводится по усмотрению учителя. Ученики должны объяснить, почему к данному тексту эти окончания не подходят. Окончание под цифрой 1 может завершать текст, в котором говорится о том, как общаются, разговаривают друг с другом не только люди, но и животные (следует пояснить ученикам, выбравшим вариант под цифрой 1, что они буквально поняли слово разговаривать, забыли о таком языковом явлении, как многозначность). Окончание под цифрой 2 информирует об осени как времени года (можно предположить, что в тексте шла речь о временах года или о том, что происходит при смене времён).
Обратите внимание. Так же как иво2 классе, уроки из блока «Развитие речи» направлены на совершенствование письменной речи учащихся. Однако не следует забывать о том, что эта цель реализуется при постоянном устном обсуждении учениками вариантов наиболее удачного решения. Следовательно, дети оказываются в ситуации активного устного речевого общения, которое представляет собой, с одной стороны, учебный диалог, с другой — вариант учебной дискуссии. В процессе обсуждения учитель следит за устной речью учеников: точностью построения ответа, логичностью высказываний, отбором языковых средств, интонационной выразительностью — и при необходимости исправляет речевые ошибки, обращает внимание на нормы произношения слов.
Ваш комментарий к уроку