Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Фонетический разбор слова

Как устроен наш язык

Задача урока: отработать алгоритм фонетического разбора слов.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — повторение понятия омонимии; наблюдение за содержащимися в стихотворении омографами (графические омонимы: слова совпадают в написании, но различаются в произношении местом ударения; термин не употребляется); повторение алгоритма фонетического разбора слов. Выполняется фронтально. Запись в тетради: замка, замка, щегол, щёголь, белка, (из) белка.

Вопрос учителя. Будет ли полностью совпадать фонетический разбор этих слов? (Нет, ударные гласные звуки разные.) Далее ученики делают фонетический разбор любого из выписанных слов, повторяют последовательность действий при проведении анализа.

Рубрика «Вспомни изученное» направлена на повышение языковой культуры учащихся. Слова квартал, свёкла не имеют омонимов с другим ударением. Учитель просит учащихся запомнить место ударения в словах квартал, свёкла (записать в тетради, обозначив в слове квартал ударение). При работе со словами а́тлас — атла́с, хло́пок — хлопо́к, пироги́ — пиро́ги учитель проверяет, понимают ли учащиеся значения данных слов.

Упражнение 2 — дальнейшее наблюдение за омонимами. Выполняется фронтально устно. Сначала учитель просит проверить, все ли из приведённых слов имеют омонимы с другим ударением, после чего учащиеся отвечают на поставленный в упражнении вопрос. Возможный вариант ответа: «Понять, какой из омонимов встретился, можно по смыслу предложения, в которое включено слово». Учитель просит составить предложения с данными омонимами. Можно предложить включить в одно предложение сразу два омонима, например: «Если платок уронить в пропасть, он может пропасть».

Упражнение 3 (работа в паре) — повторение порядка действий при проведении звукового анализа, совершенствование функции контроля. Выполняется в парах. Учащиеся должны заметить следующие ошибки и недочёты:

1) в Олином варианте допущена ошибка в транскрипции — после звука [м’] поставлен звук [й’] ([ум’й’эй’у] вместо [ум’эй’у]), дана характеристика звуку, лишнему в этом слове; в качестве парного по твёрдости-мягкости к звуку [м’] указан тот же звук [м’]; не указана буква, которой обозначаются звуки [й’] и [у]; неверно определено количество звуков (6 вместо 5);

2) в Серёжином варианте нет значка ударения при записи слова по слогам; допущена ошибка при характеристике звука [м’] — написано «мягкий непарный» вместо «мягкий парный ([м])»; вместо звука [э] записана буква е, допущена ошибка в характеристике этого звука (назван безударным); ошибки в анализе звука [й’] — нет характеристики по твёрдости-мягкости, не названа буква, которой звук обозначается; ошибки в анализе звука [у] (второго) — звук охарактеризован как ударный, не названа буква, которой обозначен звук.

Составленный учениками в парах фонетический анализ слова умею проверяется фронтально.

Упражнение 4 (работа в группе) — развитие внимания к звуковой форме слова, совершенствование умения проводить фонетический анализ слова. Учитель предлагает учащимся самостоятельно найти слово, звуки которого соответствуют данным характеристикам, и записать это слово в тетрадях (пекарь).

Вопросы учителя. Какое слово исключается после прочтения характеристики первого звука и почему? (Слово читать, так как первый звук искомого слова является мягким парным, глухим парным, а звук [ч’] — мягкий непарный, глухой непарный.) Какие слова исключаются после прочтения характеристики второго звука и почему? (Слова весна, сирень, так как второй гласный звук в этих словах является безударным, а в искомом слове должен быть ударным.)

Дополнительное задание. Провести фонетический раз бор.

Описание звукового состава слова является достаточно сложным заданием, поэтому учителю целесообразно помочь группам и проверить их работу до того, как ученики будут предлагать остальным отгадать слово по своему звуковому описанию.

Упражнение 5 (по выбору) — наблюдение за парами слов, которые различаются последними звуками (парными по твёрдости-мягкости). Выполняется фронтально устно.

Дополнительные вопросы. Характеристикой какого звука различаются слова каждой пары? (Характеристикой последнего звука.) В каком слове с мягким знаком количество звуков и букв совпадает? (В слове ель, так как буква е обозначает 2 звука: в этом слове 3 звука, 3 буквы.)

Дополнительное задание. Самостоятельно письменно провести фонетический разбор слов одной из пар.

Дополнительная работа. Выполняется упр. 68 в тетради «Учусь писать без ошибок».

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют под руководством учителя упр. 15, 16, 22, 45 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальным предлагается выполнить эти упражнения, а также упр. 46 самостоятельно. По завершении работы обеих групп обсуждаются результаты.

Домашняя работа. Повторить порядок проведения (алгоритм) фонетического разбора слов.

Ваш комментарий к уроку