Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Повторяем правила обозначения гласных после шипящих

Правописание

Задачи урока: повторить правила обозначения гласных после шипящих; провести орфографический тренинг.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни изученное» актуализирует правила обозначения гласных звуков [ы], [а], [у] после шипящих.

Упражнение 1 — орфографический тренинг. Выполняется письменно самостоятельно. Учитель предлагает учащимся записать слова в три столбика и подчеркнуть нужные буквосочетания.

Дополнительное задание. Подобрать по два примера для каждого столбика.

Упражнение 2 — повторение алгоритма списывания, отработка безошибочного обозначения гласных после шипящих. Разбирается фронтально устно. Учащиеся самостоятельно списывают стихотворения, вставляя подобранные коллективно слова.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — тренировка в обозначении гласных звуков после шипящих буквами, повторение последовательности действий при подготовке к письму по памяти. Выполняется фронтально. После подготовительной работы предложение записывается под диктовку, знаки препинания сообщаются учителем.

Упражнение 2 — тренировка в обозначении гласных звуков после шипящих, повторение последовательности действий при подготовке к письму под диктовку. Выполняется фронтально.

Упражнение 3 — орфографический тренинг, активизация словарного запаса учащихся. Выполняется в парах.

Вариант проведения. Учитель предлагает выполнить упражнение дома, используя словари и книги.

Упражнение 4 — повторение правописания словарных слов из курса 2 класса. Выполняется самостоятельно с обязательной фронтальной проверкой. После этого учитель предлагает детям записать в свои рабочие тетради1 сначала слова, в которые была вставлена буква е, а потом слова, в которые была вставлена буква о.

1 Здесь и далее имеются в виду обычные тетради — не на печатной основе.

Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слово пирог, подчеркнуть орфограмму «Непроверяемые гласные в корне слова», подобрать к нему родственные (пирожок, пирожковая, пирожное). Составить с любым из родственных слов предложение. Одно из предложений записать под диктовку учителя.

Дополнительные задания.

1. Записать диктуемые учителем слова на нужной строчке:

жи — ши:

ча — ща:

чу — щу:

Диктуемые слова: машина, чудо, щавель, чаща, роща, чучело, чудак, удача, чудеса, жизнь, жить, вершина.

2. Списать предложения, записанные на доске, выбирая из скобок правильный вариант написания слов.

У (Миши, миши) был любимый конь (Лучик, лучик). Солнечный (Лучик, лучик) разбудил (Котёнка, котёнка). Я любовался (Снежинкой, снежинкой), которая быстро таяла на моей ладони. Шерсть у кошки была белоснежной, поэтому мы назвали её (Снежинкой, снежинкой).

3. Записать диктуемые учителем слова, разделяя их, если это возможно, для переноса. Диктуемые слова: здесь, каждый, Кремль, дождь, Глеб, Мурзик, лучший, крыльцо, Псков, Алёнушка, бежит, шить, часть, прощать, шучу, ищу, кричу, стучу.

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют под руководством учителя упр. 42 и 43 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальным предлагается выполнить эти упражнения, а также упр. 44 самостоятельно. В качестве творческого задания второй группе можно предложить придумать и записать короткий рассказ, включив в него максимально возможное количество слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу. Результаты работы обсуждаются фронтально.

Домашняя работа. В тетради «Пишем грамотно» выбрать одно из стихотворений упр. 1 и подготовиться к письму по памяти, повторить написание словарных слов упр. 4, выполнить упр. 3 (если оно не было сделано в классе).

Ваш комментарий к уроку