Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Повторяем состав слова

Как устроен наш язык

Задачи урока: активизировать знания учащихся о составе слова, полученные во 2 классе; познакомить с алгоритмом полного разбора слов по составу; выполнить первые два пункта отрабатываемого алгоритма.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни изученное» направлена на повторение материала, изучавшегося во 2 классе. Учащиеся устно заканчивают предложения следующими словами: окончанием, нулевым, основой, корнем, суффиксом, приставкой. По представленной в учебнике схеме ученики определяют, каких частей слова там нет — основы и окончания. Полная схема чертится на доске и в тетрадях.

В рубрике «Обрати внимание» дан полный алгоритм разбора слова по составу. Не следует сразу просить учащихся читать текст рубрики — сначала учитель выполняет все этапы разбора на доске. При этом его задача заключается в актуализации знаний учащихся, так как отдельные операции разбора слова по составу знакомы ученикам со 2 класса. Учащиеся могут записать в тетради схематичный алгоритм (можно оформить его в качестве памятки на отдельной карточке).

Упражнение 1 — отработка первого пункта алгоритма разбора слов по составу. В процессе выполнения упражнения, учащиеся вспоминают способ изменения формы имён существительных и имён прилагательных. Учитель может предложить ученикам обратиться к памятке «Правильно изменяй форму слова» (форзац учебника). Выполняется фронтально письменно. Учитель по очереди вызывает учащихся к доске. Запись на доске и в тетради:

Учащиеся определяют, что в словах внук и малыш окончание нулевое, поэтому при ответе на последний вопрос упражнения они должны ещё раз объяснить, что нулевое окончание — это окончание, не выраженное звуками, его наличие доказывается изменением формы слова.

Рубрика «Вспомни изученное» организует повторение материала о различии слов с нулевым окончанием и слов, у которых нет окончания (неизменяемые слова). Учащиеся должны вспомнить, что окончаний нет у тех слов, форма которых не изменяется. Такими являются первые слова в парах: кино, пальто, шоссе. При работе с рубрикой учащиеся указывают, что у вторых слов в парах окончание нулевое. Учитель просит вспомнить ещё несколько неизменяемых слов, после этого он предлагает прочитать материал рубрики «Интересный материал из истории языка». При ответе на содержащийся в рубрике вопрос учащиеся должны определить, что значение слова кафе в современном русском языке более широкое: это небольшой ресторан, где можно не только попить кофе, но и пообедать, поужинать.

Упражнение 2 (работа в паре) — тренировка умения различать слова с окончанием, выраженным звуками, слова с нулевым окончанием и слова, не имеющие окончания; отработка умения находить в словах основу и окончание, пользуясь при необходимости памяткой «Правильно изменяй форму слова». Выполняется письменно в парах с последующей фронтальной проверкой, одна из пар работает у доски. Учитель просит учащихся обязательно объяснять друг другу выбор столбика, в который записывается слово, отмечать окончание и основу, используя при этом образец устного рассуждения; к словам первого и второго столбиков записывать по одному слову, доказывающему правильность выделения окончания. Запись на доске и в тетради:

Возможная ошибка. Ученик вместо нулевого окончания в слове медведь выделяет как окончание букву ь.

Помощь. Обратить внимание на звуковой состав основы, последний звук которой — мягкий согласный [д’], на письме его мягкость обозначается ь или последующей гласной буквой (медве [д’]ю).

Рубрика «Давай подумаем» направлена на закрепление правильного действия при нахождении корня. После того как учащиеся ответят, что правильным является второе утверждение, учитель спрашивает: «Что можно определить с помощью действия, описываемого в первом утверждении?» (Основу.)

Упражнение 3 — отработка понятия «родственные слова». Выполняется фронтально устно. Учащиеся выделяют следующие группы родственных слов:

Слова, не вошедшие ни в одну из групп: носить, жалить. При объяснении учащиеся должны обратить внимание на значение слов. Работа со словом носик проводится с подробным устным комментарием по образцу, который читает учитель. Письменная запись: носик

Дополнительное задание. После выделения корня в слове носик устно выполнить первый пункт плана разбора слова по составу.

Упражнение 4 (трудное) — отработка умения подбирать к заданному слову родственные слова, являющиеся определённой частью речи. Выполняется фронтально устно или предлагается для индивидуальной работы.

Возможные трудности. Подобрать к слову лёд существительное (ледник, ледышка) и глагол (заледенеть, оледенеть).

Возможный вариант выполнения:

 Дополнительное задание. Повторить названия частей речи. Учитель задаёт опорные для осознания языковых понятий вопросы: как называются слова, обозначающие предметы? Как называются слова, обозначающие признаки предметов? И т. д.

Рубрика «Вспомни изученное» организует наблюдение над корнями с чередующимися звуками. Проблемная ситуация состоит в том, что ученики могут, основываясь на формальном различии корней (-снег- и -снеж-), назвать их корнями разных слов. Поэтому при доказательстве неправильности данного утверждения обратить внимание на общее значение корня в словах снег и снежок (однокоренные, родственные слова) и на возможность чередования согласных в корнях слов, вызванного стремлением языка к благозвучности произношения. В качестве своих примеров дети могут назвать пары однокоренных слов: река — речка, сапог — сапожок, друг — подружка, верх — вершина и т. д.

Упражнение 5 (работа в паре) — отработка умения подбирать слова с заданными корнями, в которых есть чередование согласных. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться. Основная часть задания выполняется письменно в парах с последующей фронтальной проверкой. Первые два пункта разбора слова по составу любого из записанных слов выполняются фронтально с подробным устным комментированием и краткой записью в тетради.

Образец записи:

Дифференцированная работа. Учащиеся, требующие повышенного индивидуального внимания, выполняют под руководством учителя упр. 27, 28 и 71 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальные самостоятельно выполняют упр. 4 учебника, а потом упр. 27, 28 и 71 в тетради «Учусь писать без ошибок». Результаты работы обеих групп обсуждаются: это позволит учащимся первой группы понять принцип выполнения упр. 4 учебника.

Домашнее задание. Повторить алгоритм разбора слов по составу (с. 20 учебника). Выполнить дополнительное задание, предложенное в упр. 5 учебника.

Ваш комментарий к уроку