Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Повторяем правописание безударных гласных в корне слова

Правописание

Задачи урока: повторить орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова»; отработать умение обозначать буквами безударные гласные в корне слова.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — отработка умения определять безударные гласные звуки в слове. Выполняется фронтально. При проверке работы Ксении учащиеся должны указать на то, что часть ошибок связана с неправильным определением ударного гласного звука в словах: она отметила ударные звуки как безударные. Одна ошибка связана с тем, что ученица вместо буквы ударного гласного отметила букву согласного: это говорит о том, что Ксения не всегда может отличить гласный звук ударный от безударного; гласный от согласного. При выполнении задания учитель вызывает учеников по очереди к доске (каждый записывает по одному предложению и подробно комментирует свои действия).

Вариант выполнения. Учитель просит обозначать чёрточкой не все безударные гласные, а лишь те, которые находятся в корне слова. Это усложнит выполнение задания, так как к основной задаче — определить безударные гласные — прибавляется дополнительная: определить часть слова, в которой находится безударный гласный.

Упражнение 2 — повторение орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова», тренировка в обозначении безударных гласных буквами. Сначала работа выполняется фронтально устно, затем — письменно.

Вопросы учителя. Какие буквы пострадали — буквы гласных или согласных? Пропущенные буквы обозначают ударные или безударные гласные? В какой части слова находятся пропущенные буквы? Что нужно сделать, чтобы определить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в корне слова?

Рубрика «Вспомни изученное» обобщает ответы на поставленные учителем вопросы к упражнению 2 и формулирует правила проверки безударных гласных (ответ на последний вопрос). После того как учащиеся прочитают приведённые в рубрике примеры, учитель просит назвать случаи, когда в качестве проверочного слова выступает родственное слово (первый и второй примеры), и определить, как проверяется орфограмма в третьем случае (с помощью изменения формы слова). Затем учащиеся фронтально устно подбирают проверочные слова к словам с пропущенными буквами, повторяют алгоритм списывания и приступают к самостоятельному списыванию текста с параллельным заполнением пропусков (перед словом с пропущенной буквой записывается подобранное проверочное слово).

Возможная трудность. Подбор проверочного слова к слову найти.

Помощь. Учитель на доске пишет слово найденный.

Упражнение 3 — тренировка умения различать орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова» и «Безударные непроверяемые гласные в корне слова». Учащиеся должны определить, во-первых, есть ли в слове безударный гласный в корне, во-вторых, можно ли его проверить. Отсутствие в задании подсказки о наличии в упражнении слов с ударными гласными в корне позволяет учителю проверить внимательность учащихся и их умение отличать ударный гласный от безударного. Выполняется письменно в парах. Затем осуществляется фронтальная проверка. При ответе на вопросы «Какие слова остались?» и «Почему?» учащиеся должны назвать слова речка, горка, сказка, гнёзда, тропки, поле (потому что гласный звук в корне является ударным) и словарные слова собака, корова (потому что безударный гласный в корне проверить нельзя).

Упражнение 4 (работа в паре) — орфографический тренинг в обозначении буквами безударных гласных в корне слова. Выполняется письменно: сначала — фронтально с комментированием, после записи четырёх-пяти слов — самостоятельно. Обязательное условие выполнения упражнения: учащиеся сначала записывают подобранное проверочное слово, а потом — слово с проверяемой орфограммой. Образец:

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — орфографический тренинг обозначения буквами безударных гласных в корне слова. Выполняется самостоятельно. Учитель просит подчёркивать в записываемых словах орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова».

Упражнение 2 — орфографический тренинг. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 3 — повторение написания словарных слов из курса 2 класса. Выполняется в парах.

Ответы: 1 — овощи, 2 — кино, 3 — ветер, 4 — коньки, 5 — класс, 6 — рисунок, 7 — завтра, 8 — космос.

Упражнение 4 — тренировка в подборе проверочных слов и в обозначении буквами безударных гласных в корне слова. Выполняется фронтально.

Вопрос учителя. Почему перед словом дорога не оставлено места для написания проверочного слова? Учащиеся должны указать на то, что в этом слове, в отличие от остальных слов, есть орфограмма «Безударные непроверяемые гласные в корне слова».

Обратите внимание. В конце тетради «Пишем грамотно» № 1 приведён список орфограмм, изученных во 2 классе, который целесообразно использовать при повторении орфографического материала на уроках 9, 12, 14, 17, 18, 25.

Словарная работа. Объяснить, какую букву нужно вставить на месте пропусков в словарных словах, записанных учителем на доске: р...кета, м...лина, остр...в, п...рог. После того как буквы будут вписаны, прочитать слова орфографически, записать их по памяти (слова на доске на это время закрывают), а после сверить с записью на доске.

Дополнительная работа.

1. Выполнить упр. 29 и 32 в тетради «Учусь писать без ошибок». После выполнения основного задания в упр. 32 учитель просит учащихся подобрать к словам, которые остались неподчёркнутыми, проверочные.

2. Определить, какое из родственных слов является проверочным к записанному с пропуском слову. Сначала записать проверочное слово, потом проверяемое. Запись на доске:

Возможная трудность. Учащиеся не замечают случаев, где встречается два проверочных слова.

Помощь. Учитель спрашивает, может ли для одного слова быть два проверочных.

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в индивидуальном внимании, выполняют под руководством учителя упр. 31, 33 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальные выполняют эти же упражнения, а также упр. 30 самостоятельно.

Творческое задание (для второй группы учащихся). Определите, какие слова являются родственными.

Муха-громотуха — грамота (-)

двойник — двое (+)

ворчун — вор (-)

 Барбос — Барсик (-)

 дробить — дробь (+)

Результаты работы обеих групп обсуждаются.

Домашнее задание. Повторить словарные слова: ракета, малина, остров, пирог. Записать десять слов с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова» (учащиеся могут искать слова в книгах и учебниках по другим предметам). Вариант: списать в рабочую тетрадь текст упр. 4 тетради «Пишем грамотно», подчеркнуть в словах орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова».

Ваш комментарий к уроку