Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Повторяем признаки и типы текстов
Развитие речи
Задача урока: повторить изученные типы текстов (рассуждение и повествование).
Если на предыдущем уроке блока «Развитие речи» на дом было задано списывание текста или его части, необходимо его проверить.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — повторение признаков текста-рассуждения, обсуждение вариантов ответов. Выполняется фронтально устно. Текст и задание к упражнению читает учитель. Ученики должны объяснить, почему правильным является ответ Серёжи, а Коля и Нина ошиблись. Важно, чтобы в ответах звучали слова «объясняет», «показывает», «доказывает» и другие, подтверждающие принадлежность данного текста к типу рассуждения.
Дополнительное задание. Подобрать к тексту заголовок.
Упражнение готовит к обсуждению вопросов рубрики «Вспомни изученное». Повторение может быть организовано по примеру упр. 2 урока 5 (см. комментарий).
Упражнение 2 — повторение признаков текста-повествования, подбор заголовка к тексту, составление плана. Выполняется фронтально. Текст читают учащиеся. Ученики должны указать, что Маша ошиблась, определив тип текста как описание, и доказать, что это повествование (события последовательно сменяют друг друга).
Обратите внимание. В первом абзаце текста присутствуют элементы и описания (описание воробьишки), и рассуждения («Наверное, это был его первый полёт, который закончился уроками плавания»). Учеников, указавших на эту особенность текста, следует похвалить за внимание и хорошее чувство языка, отметив при этом, что в большинстве текстов (особенно крупных) действительно можно встретить смешение разных типов речи. Если класс хорошо подготовлен, но ученики не увидели эту особенность текста, учитель может предложить внимательно проанализировать первый абзац и найти примеры описания и рассуждения. Если учащиеся класса испытывают трудности в определении типа текста, то на данном этапе обучения методически нецелесообразно акцентировать их внимание на смешении разных типов речи в одном абзаце.
В работе по подбору подходящих к тексту заголовков следует учитывать, как предложенные правильные варианты (Воробьишка, Первый полёт), так и придуманные самими учащимися (варианты записываются учителем на доске, ученики записывают в тетрадь понравившийся им заголовок).
Составление плана текста предлагается по усмотрению учителя; в классах с невысоким темпом работы может не проводиться. При работе по составлению плана учитель просит учеников ещё раз прочитать текст, определить основную мысль и соотнести её с выбранным заголовком, сформулировать (найти в тексте слова) основную мысль каждого абзаца — пункты плана, которые учитель записывает на доске.
Вариант плана. 1. Бабушка нашла воробьишку в кадушке с водой. 2. Дедушка посоветовал отнести воробья на крышу.
Упражнение 3 — творческая работа.
Вариант проведения. Учитель просит учеников вспомнить какую-нибудь историю и подобрать к ней заголовок так,
чтобы можно было понять содержание рассказа. Учитель записывает заголовки на доске, а рядом — имена авторов этих заголовков. Затем ученики должны догадаться, о чём может идти речь в истории, которая называется... (указывается заголовок). Ученик, давший название своей истории, соглашается или не соглашается с предположениями одноклассников, а затем рассказывает свою историю. При таком варианте проведения упражнения важно следить, чтобы название истории и её содержание действительно совпадали. Если ученики обнаружат несоответствие, следует организовать работу по корректированию заголовка. В результате обсуждения на доске к имеющимся записям добавляется короткое пояснение содержания истории, например: Наташа. Заголовок — «Летающий цветок». История про красивую бабочку.
Обратите внимание. На данном этапе обучения не рекомендуется предлагать для домашней работы творческие задания, связанные с написанием собственных текстов, так как ученики ещё не овладели необходимыми навыками письменной речи. Напоминаем, что цель уроков блока «Развитие речи» — научить правильно составлять различные типы текста, соблюдая законы их построения. Следовательно, большинство заданий к упражнениям этого блока являются учебными, т. е. направленными на овладение учениками способом речевой деятельности, алгоритмом решения той или иной языковой задачи. Задание «Запиши историю, которая произошла с тобой летом» может быть предложено, но оно не будет учебным, так как ученики пока не знают, как его выполнить правильно. Поэтому такого рода задания лучше включать в уроки по окружающему миру или литературному чтению, где ученики будут выражать собственное мнение, рассказывать о том, что их интересует, оценивать то, что с ними произошло, и т. д.
Ваш комментарий к уроку