Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Разбор слова по составу
Как устроен наш язык
Задачи урока: отработать алгоритм разбора слов по составу; учить выполнять два последних пункта алгоритма.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (работа в паре) — отработка умения подбирать слова с указанным значением. Выполняется письменно в парах с последующей фронтальной проверкой. Запись в тетрадях:
Дополнительное задание. Определить, какими частями речи являются записанные слова.
Упражнение 2 — определение способа образования слов из упр. 1 (с помощью каких частей слова). Выполняется фронтально.
Возможная ошибка. В качестве частей, образовавших новые слова, учащиеся выделяют и окончание.
Помощь. Перед выполнением упражнения учитель спрашивает, относится ли к числу словообразовательных частей окончание. Учащиеся должны ответить отрицательно, указав на то, что окончание изменяет форму слова, а не образует новое слово. Если ученики ответят неверно, необходимо ещё раз объяснить роль окончания.
Упражнение 3 — отработка последовательности действий, необходимых для нахождения суффикса. Выполняется фронтально письменно с подробным устным комментированием работы. В первую очередь важно обратить внимание учеников на то, что суффикс — это часть слова, не просто стоящая между корнем и окончанием, но и обладающая значением (повторение пройденного во 2 классе). Именно на понимание суффикса как языковой единицы направлено задание по разграничению одинаковых по форме суффиксов -к- в словах берёзка и стирка. В слове берёзка (а также в словах ямка, ручка, ягодка, мышка и других подобных) суффикс -к- имеет уменьшительно-ласкательное значение (берёзка — это маленькая берёза, ямка — маленькая яма), а в слове стирка (а также в словах варка, примерка, засолка, качка и других подобных) суффикс -к- имеет значение «опредмеченное действие» (научный термин не стоит использовать на уроке; можно использовать метод «от обратного»: слова стирка, варка и подобные не имеют уменьшительного значения — нельзя сказать «маленький стирать», «маленький варить» — значит, у этого суффикса другое значение).
Задание с пометой «трудное» можно предложить в двух случаях: 1) если ученики сразу правильно распределили слова по группам — это задание поможет им представить, как можно рассуждать иначе (формирование функции контроля); 2) если при выполнении задания ученики допустили ту же ошибку, что и Витя, записав все слова для справок и к слову берёзка, и к слову стирка (в этом случае появится возможность самостоятельно найти ошибки). В то же время если ученики требуют постоянного контроля со стороны учителя, то лучше, предотвращая возможные ошибки, задавать ученикам вопросы при совместной работе.
Упражнение 4 — отработка умения определять, какие суффиксы и приставки есть в слове. Первая часть задания выполняется письменно самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Учащиеся должны найти следующие ошибки, допущенные Вовой: в первой строчке — сурок, во второй — ушки, в третьей — начать, в четвёртой — природный. После проверки фронтально выполняется полный разбор по составу слова зимушка. Работающий у доски учащийся даёт развёрнутое объяснение последовательности своих действий. В тетрадях ученики выполняют краткую письменную запись:
Упражнение 5 (работа в паре) — отработка умения выделять в слове приставку. Выполняется письменно в парах с последующей проверкой. Слова, которые учащиеся должны найти в тексте и выписать:
Запись в тетради выполняется в соответствии с образцом. В найденных словах обязательно выделяется приставка.
Вариант выполнения. Если класс работает в медленном темпе, учитель предлагает найти и выписать не все слова, а только четыре-пять слов.
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в повышенном индивидуальном внимании, выполняют под руководством учителя упр. 73-75 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальные самостоятельно выполняют эти же упражнения и упр. 81.
Творческое задание (повышенной сложности) для второй группы учащихся: составить по типу упр. 4 учебника несколько групп слов с разными суффиксами и приставками, включив по одному «лишнему» слову в каждую группу.
Домашнее задание. Повторить алгоритм разбора слов по составу (урок 8, рубрика «Обрати внимание», с. 20), выполнить упр. 72 в тетради «Учусь писать без ошибок», письменно разобрать по составу два любых слова.
Ваш комментарий к уроку