Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Повторяем правописание согласных в корне слова

Правописание

Задачи урока: повторить орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова»; провести орфографический тренинг — обозначение согласных и безударных гласных звуков в корне слова буквами.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует повторение орфограммы «Проверяемые согласные в корне слова». Выполняется фронтально устно. Учащиеся должны определить, что предлагаемые Машей и Владиком способы проверки ошибочны (способ Маши нерационален, так как отнимает много времени; способ Владика относится к безударным проверяемым гласным в корне, а не к согласным), и предложить правильный способ проверки слов с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова».

Рубрика «Вспомни изученное» позволяет обобщить рассуждения учащихся, вспомнить правильный способ проверки орфограммы и сформулировать правило.

Упражнение 1 (работа в паре) — отработка безошибочного списывания текста из учебника, определение в словах орфограммы «Проверяемые согласные в корне слова». Выполняется письменно самостоятельно. Учащиеся должны подчеркнуть орфограмму в следующих словах:

Для самопроверки учитель предлагает ученикам выполнить задание, помещённое после текста упражнения и напоминающее о второй части правила «Проверяемые согласные в корне слова» — наличии орфограммы в середине слова.

Дополнительные задания.

1. Объяснить, почему слово Светлое в первом предложении написано с заглавной буквы (название озера); назвать две причины написания слова Светлое с заглавной буквы в предпоследнем предложении (1 — это название озера, 2 — это слово стоит первым в предложении).

2. Выписать три-четыре слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова», подобрав к ним проверочные слова

3. Назвать имеющиеся в тексте словарные слова из курса 2 класса (берёза, работа).

Рубрика «Вспомни изученное» помогает сформулировать способ проверки парных по звонкости-глухости согласных в середине слова.

Упражнение 2 (по выбору) — орфографический тренинг: написание слов с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова». Проверочные слова подбираются фронтально устно, после чего учащиеся самостоятельно делают буквенную запись стихотворения.

Упражнение 3 — повторение орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова». Выполняется письменно в парах. После того как учащиеся прочитают задание к упражнению, учитель задаёт вопрос: «С какой орфограммой предстоит работать?» Выслушав ответ, просит записать перед проверяемым словом проверочное, которое доказывает написание в нём буквы и. Запись в тетради:

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — отработка умения обозначать буквами согласные звуки. Выполняется фронтально: учащиеся по цепочке называют буквы, которые нужно вписать на месте пропуска, обязательно подбирают проверочные слова, доказывающие написание орфограммы. При ответе на последний вопрос учащиеся должны назвать слово повторяю и определить, что проверить орфограмму в этом слове нельзя.

Упражнение 2 — повторение парных по звонкости-глухости согласных, работа с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова». Выполняется в парах. Перед выполнением упражнения учитель просит назвать шесть пар согласных и записывает их на доске в таблицу.

Парные по звонкости-глухости согласные

Звонкие

[б] [б’]

[в] [в’]

[г] [г’]

[д] [д’]

[ж]

[з] [з’]

Глухие

[п] [п’]

[ф] [ф’]

[к] [к’]

[т] [т’]

[ш]

[с] [с’]

Упражнение 3 — формирование орфографической зоркости (определить место орфограммы в слове, вспомнить способ проверки и вписать необходимую букву). Выполняется фронтально.

Вариант выполнения. Упражнение предлагается только хорошо подготовленным учащимся в виде индивидуальной ра бо ты.

Упражнение 4 — развитие орфографической зоркости, тренировка в поиске слов с орфограммами «Проверяемые согласные в корне слова» и «Безударные проверяемые гласные в корне слова». Слова с первой орфограммой учащиеся должны подчеркнуть, со второй — выписать, подобрав и записав проверочные. Выполняется в парах.

Упражнение 5 — орфографический тренинг.

Помощь. В первых двух случаях учитель напоминает, что данные предлоги всегда пишутся одинаково, в третьем случае чётко проговаривает окончание слова.

Словарная работа. Словарный диктант. Диктуемые слова: ракета, малина, остров, пирог. Записать в словарик слово песок, отметить непроверяемую орфограмму двумя чёрточками. Составить со словом песок предложения, одно записать под диктовку учителя.

Дополнительная работа.

1. Выполнить упр. 35-37 в тетради «Учусь писать без ошибок».

2. Выполнить основное задание упр. 37, а первые два предложения после предварительной подготовки (учащиеся вспоминают алгоритм работы) записать по памяти.

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют под руководством учителя упр. 38-40 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальные выполняют эти же упражнения, а также упр. 34 самостоятельно.

Творческое задание (для второй группы учащихся). Подобрать слова с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова», записать их в два столбика. Учащиеся должны сами догадаться, что в один из столбиков нужно записать слова с данной орфограммой на конце слова, а в другой — в середине слова. Результаты работы обеих групп обсуждаются.

Домашнее задание. Выучить написание слова песок. Найти в книгах или учебниках по другим предметам и записать десять слов с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова». Подготовить к письму по памяти стихотворение из упр. 2 учебника.

Ваш комментарий к уроку