Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Повторяем словообразование
Как устроен наш язык
Задачи урока: отработать умение определять способ образования слов; учить составлять слова из заданных морфем; закрепить умение применять алгоритм разбора слов по составу.
Работа по учебнику
Рубрика «Вспомни изученное» позволяет повторить те части слова, с помощью которых образуются новые слова, вспомнить способы словообразования. Для каждого случая ученики должны привести пример из учебника и назвать способ словообразования. В заключение ученики ещё раз называют части слова, с помощью которых можно образовать новые слова и с помощью которых нельзя.
Вариант проведения обобщения. Учитель просит учащихся найти «лишнее» слово в ряду приставка, суффикс, окончание и указать признак, на основании которого это слово исключается из ряда других (окончание). В качестве такого признака учащиеся называют функцию образования новых слов и делают вывод о том, что с помощью окончания изменяется только форма слова. Следовательно, слово окончание «лишнее» в ряду словообразующих частей речи.
Упражнение 1 — повторение приёма развёрнутого толкования слов. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся по очереди выходят к доске.
Примерная запись:
Школьник — тот, кто учится в школе. Домик — маленький дом. Горошина — одно семя гороха. Сахарница — посуда для сахара.
Вопросы учителя (после выполнения работы). Почему значение слова домик можно объяснить с помощью слова дом? В слове школьник суффикс несёт такое же значение, как в слове подоконник, или такое же, как в слове охотник? При ответе на первый вопрос учащиеся должны указать (или им это нужно объяснить), что значение нового слова складывается из двух значений — значения слова, от которого новое слово образовано (домик —> дом), и значения части слова, с помощью которой образовано новое слово (суффикс -ик-, значение «маленький»). При ответе на второй вопрос учащиеся указывают, что, хотя в словах подоконник и охотник суффиксы одинаковые по форме и звучанию, но значение у них разное (охотник: суффикс -ник- имеет значение «тот, кто»; подоконник: суффикс -ник- имеет значение «предмет»), следовательно, это разные суффиксы; значение суффикса -ник- в слове школьник такое же, как в слове охотник.
Упражнение 2 — отработка умений давать развёрнутое толкование слов и разграничивать суффиксы, сходные по форме, но различные по значению. Устная часть упражнения выполняется в парах. Во время проверки учитель просит назвать слова, значения которых Кирилл объяснил неверно. После коллективного обсуждения записываются объяснения значений слов конфетница и лесник.
Конфетница — вазочка для конфет.
Лесник — человек, который заботится о лесе.
При объяснении причины ошибок Кирилла, учащиеся указывают на то, что он забыл о существовании в русском языке суффиксов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Кирилл объяснял значения слов конфетница и лесник по аналогии с двумя предыдущими словами, при объяснении значения слов он использовал значение суффикса, которого нет в слове.
Упражнение 3 (работа в группе) — развитие умения составлять слова из заданных частей слова, повторение способов словообразования. Выполняется в классах с высоким уровнем подготовленности учеников, организуется работа в группах; в остальных классах может не проводиться. При организации работы в группах возможно несколько вариантов: либо класс распределяется на произвольное количество групп, и каждая из групп выполняет задание в полном объёме, либо класс распределяется на три группы, при этом первая составляет слова приставочным способом, вторая — суффиксальным, третья — приставочно-суффиксальным.
Возможные варианты составленных слов:
Обратите внимание. Способ словообразования слов, указанных под цифрой 1, ученики начальной школы определяют, как приставочный. С точки зрения материала программы средней школы эти слова образованы бессуффиксальным способом, а с точки зрения современной лингвистики — с помощью нулевого суффикса. Конечно, такие трактовки очень сложны для учащихся начальной школы. В то же время слова типа подход, перелёт, переход, перевод часто встречаются в текстах, и ученики могут поинтересоваться способом их образования. На данном этапе обучения можно определять способ образования этих слов как приставочный (по формальному признаку: выделяется приставка, возможен подбор однокоренных слов).
Вопрос учителя (повышенной сложности, только для сильных учеников). Сколько словообразовательных вариантов и какие можно предложить при работе с корнями -лет- и -вод-?
Ответ. И в том и другом случае есть два варианта:
Дополнительные задания (повышенной сложности).
1. Указать, что называется словами (предметы, признаки предметов или действия предметов), которые ученики получили суффиксальным способом (только предметы и признаки предметов, так как не приведены суффиксы, образующие глаголы).
2. Определить, права ли Даша, записавшая следующие слова: -лес- + -н- = лесный (суфф.), при- + -лес- + -н- = прилесный (прист.-суфф.), и, если нет, сколько ошибок она допустила. Учащиеся должны доказать ошибочность этой записи, указав на три Дашины ошибки: в словах лестный и прелестный корень -лест-, в слове прелестный приставка пре-.
Упражнение 4 — определение способа образования слов и отработка алгоритма разбора слов по составу. Выполняется фронтально с работой учеников у доски. Учащиеся выписывают слова косолапый, лежебоку; объясняют их значение; отмечают, что данные слова образованы способом сложения; определяют способ образования слова лесной (суффиксальный).
Дополнительное задание (в классах с высоким темпом работы). Разобрать по составу слово смельчак или слово ладошка, устно давая подробные объяснения, сделать в тетради краткую запись.
Образец записи:
При разборе слова ладошка учащиеся должны обратить внимание на чередование согласных в корне -ладонь-/-ладош- и правильно выделить корень. Перед началом разбора слов по составу учитель просит учащихся обязательно давать развёрнутое толкование слов: смельчак — смелый человек, ладошка — маленькая ладонь.
Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова ладонь.
Дифференцированная работа. Учащиеся, требующие повышенного индивидуального внимания, выполняют под руководством учителя упр. 77 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальные сначала выполняют задание, написанное на доске, а потом — это же упражнение самостоятельно.
Задание на доске (для второй группы учащихся). Найти «лишнее» слово в каждой группе, списать группы слов без «лишних», приготовиться доказать свой выбор.
Образец записи (подчёркнуты «лишние» слова; на доске — без подчёркивания):
Вариант выполнения задания. Догадайтесь, почему подчёркнутое слово является «лишним» в каждой группе (запись на доске с подчёркнутыми «лишними» словами).
Домашнее задание. Повторить алгоритм разбора слов по составу (урок 8, рубрика «Обрати внимание», с. 20), списать в тетрадь стихотворение «Медвежий сон» из упр. 4 учебника.
Ваш комментарий к уроку