Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова
Правописание
Задачи урока: повторить орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова»; провести орфографический тренинг.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (работа в паре) — повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова». Выполняется в парах с последующей фронтальной проверкой. Учащиеся выписывают слова капустный, звёздный, поздний, солнце, известный и подчёркивают в них буквы, которые не обозначают звуков.
Учитель просит учащихся подобрать к каждому выписанному слову такое родственное, которое доказывает необходимость написания непроизносимого согласного в корне слова.
Рубрика «Вспомни изученное» организует повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова».
Вопросы учителя. Какие сочетания звуков являются «опасными»? (зн, сн, рц) Что нужно сделать, чтобы определить, «прячется» ли в таких сочетаниях «звук-невидимка»? (Подобрать родственное слово или изменить форму слова так, чтобы согласный произносился отчётливо: позиция перед гласным звуком или на конце слова.)
Учащиеся должны чётко осознать, что в «опасных» сочетаниях непроизносимый согласный может и отсутствовать, поэтому, чтобы у учеников не было ошибок в написании слова, нужно обязательно проводить проверку.
Упражнение 2 — отработка правописания слов, содержащих «опасные» звукосочетания, и тренировка в подборе проверочных слов. Выполняется в парах. Запись в тетрадях:
Учитель просит устно подобрать слова, доказывающие написание слов, подчеркнуть в словах второго столбика букву- орфограмму.
Упражнение 3 — тренировка в безошибочном написании слов с орфограммами «Безударные проверяемые гласные в корне слова» и «Непроизносимые согласные в корне слова». Выполняется фронтально письменно. Перед заменой звуковой записи буквенной учащиеся обязательно подбирают проверочные слова.
Упражнение 4 — повторение правил переноса слов и тренировка умения применять эти правила. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой, один из учеников самостоятельно работает у доски.
Образец записи: яго-да, сталь-ной (ста-льной), зайчик, се-мья, упал, ма-ши-на, цве-ты, двой-ка, якорь, подъ-ём-ный (по-дъём-ный), съел.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — развитие орфографической зоркости. Отрабатываются умения определять в слове ударный гласный, находить слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». Выполняется в парах, проверка проводится фронтально, подготовка к письму под диктовку предлагается как домашнее задание. Учащиеся должны выписать следующие слова с повторяемой орфограммой и проверочные к некоторым из них: дождливый — дожди (если учащиеся данное слово не выписали, учитель обращает на него внимание, так как один из возможных вариантов его про изношения [дажл’ивый’]), солнце — солнышко, праздничное (словарное слово), (на) празднике, радостное — радость, чувствуете (словарное слово).
Упражнение 2 — отработка умения переводить звуковую запись слов в буквенную. Выполняется фронтально с подробным комментированием. Перед выполнением буквенной записи учащиеся должны провести следующую работу со словом: подчеркнуть «опасные» места для гласных и согласных (безударная позиция для гласных — сочетание парных по звонкости-глухости согласных; сочетание согласных, в котором возможно наличие непроизносимого согласного); определить, в какой части слова стоит данная орфограмма; устно подобрать, если возможно, проверочные слова; сделать буквенную запись.
Образец записи:
Упражнение 3 — подбор проверочных слов к словам с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова»; тренировка безошибочного написания слов с изученными орфограммами. Выполняется в парах.
Упражнение 4 — орфографический тренинг написания слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне». Предлагается как домашнее задание или как самостоятельная работа.
Упражнение 5 — развитие орфографической зоркости, формирование умения определять тип орфограммы. Выполняется фронтально.
Возможные ошибки. Учащиеся не указывают на отсутствие какой бы то ни было орфограммы в словах клей, соль; не замечают наличия в словах двух одинаковых орфограмм (например, в слове молодой) или двух типов орфограмм (например, в слове берег).
Упражнение 6 — совершенствование самоконтроля, развитие орфографической зоркости, повторение алгоритма выполнения работы над ошибками. Поиск ошибок и их исправление выполняется индивидуально, работа над ошибками выполняется фронтально.
Образец выполнения работы над ошибками.
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слово интересный, подчеркнуть непроверяемые орфограммы, подобрать родственные слова (интересный, интерес, интересоваться, поинтересоваться, заинтересовать). Составить и записать с любым из родственных слов предложение.
Домашняя работа. Подготовить к письму под диктовку текст упр. 1 или 3 из тетради «Пишем грамотно» (по выбору учителя), выполнить упр. 4 в этой тетради. Выучить написание слова интересный.
Ваш комментарий к уроку