Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Текст и его заголовок
Развитие речи
Задачи урока: повторить знания о связи заголовка с текстом; отработать умение подбирать заголовки.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — установление связи заголовка с текстом: соотнесение заголовка и частей текста (начала и окончания). Выполняется фронтально. Учитель на доске записывает приведённый в упражнении заголовок (например: «Я умею плавать!») и предлагает ученикам определить, о чём может говориться в таком тексте; ответы учеников записываются на доске. После того как проанализированы все заголовки, учитель задаёт вопрос: «Почему один и тот же заголовок может подходить к разным историям?» Отвечая, ученики должны указать на то, что заголовок связан с основной мыслью текста, но при отсутствии текста его идею можно определить по значению (смыслу) заголовка. Например, заголовок «Помощники» подойдёт к тексту, основная мысль которого — оказание помощи: это может быть история о том, как младшие помогают старшим, как дети помогли упавшему птенцу забраться в гнездо, как друзья оказывают помощь друг другу в выполнении какого-то задания и т. п. Учитель обращает внимание учащихся на возможность ещё одного предположения: в тексте с заголовком «Помощники» может говориться и об отсутствии помощи (например, дети хотели помочь бабушке пропалывать грядки, но не смогли отличить сорняки от моркови). Значит, заголовок может носить юмористический, ироничный оттенок. При соотнесении заголовков и элементов текста в классах с высоким уровнем подготовки ученики могут устно составить план текста (учитель записывает предложения учеников на доске), заголовок и начало или окончание которого приведены в учебнике. Если темп работы позволяет, в тетрадь можно записать заголовок, списать с доски пункты плана, а из учебника — начало или окончание выбранного текста.
Вариант (для домашней работы). В классе ученики списывают с доски пункты плана, а дома начало или окончание текста из учебника.
Упражнение 2 (работа в паре) — анализ заголовков. Выполняется фронтально. Заголовки, точно указывающие, о чём будет говориться в тексте: В нашей школе. Мой сосед по парте. Волшебное слово. Как я отдыхал летом. Более определённо конкретизируют содержание такие заголовки: Мой сосед по парте. Как я отдыхал летом. Заголовки, не указывающие на точное содержание текста: Осень. На реке. Если позволяет время и темп работы учеников, можно подробно проанализировать каждый заголовок.
Рубрика «Вспомни изученное» обобщает материал по теме урока. Следует обратить особое внимание на второй вопрос: «Бывают ли тексты без заголовков?» Если ученики ответят отрицательно, учитель должен пояснить, что текст, как правило, имеет заголовок, но иногда авторы художественных текстов (особенно стихотворных) не озаглавливают произведение. Отвечая на третий вопрос, ученики должны указать, что текст, не имеющий заголовка, может быть озаглавлен.
Дополнительный вопрос. Почему можно озаглавить текст, не имеющий заголовка? (Заголовок связан с основной мыслью текста.)
Ваш комментарий к уроку