Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Разбор слова по составу и словообразование

Как устроен наш язык

Задача урока: повторить и отработать изученный во 2 классе алгоритм разбора слова по составу.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — повторение алгоритма полного разбора слова по составу. Выполняется фронтально устно. Учитель копирует материал упражнения на доске, учащиеся объясняют, какую часть слова и как находил Витя в каждой из строчек. Для обобщения и закрепления шагов алгоритма учитель просит учащихся последовательно перечислить действия при разборе слова по составу (ученики могут опираться на подготовленные на предыдущих уроках карточки, на которых указан порядок разбора; см. комментарии к уроку 8).

Упражнение 2 — отработка алгоритма разбора слова по составу. Выполняется фронтально письменно. Один из учащихся работает у доски, комментируя каждый шаг алгоритма, пользуясь словами для справок.

Образец записи:

Дополнительные вопросы. Что называется словом приморский — предмет, признак предмета или действие предмета? Каким способом образовано слово приморский? (Приставочно-суффиксальным.) Учитель просит дать развёрнутое толкование слова. (Находящийся у моря — при море.) Это поможет учащимся назвать слово, от которого образовано слово приморский, и определить способ и средство словообразования.

Упражнение 3 (работа в паре) — совершенствование самоконтроля и закрепление алгоритма разбора слова по составу. Первая часть задания (поиск Серёжиных ошибок) выполняется в парах. После этого фронтально проводится правильная запись.

Учащиеся должны заметить следующие ошибки: 1) у форм слова подсвечник не выделены окончания; 2) в слове дворник другой суффикс, и, значит, оно не подходит для доказательства наличия суффикса -ник- в слове подсвечник; 3) в слове подарок приставка не под-, а по-; 4) в последнем пункте не выделены основа и нулевое окончание; 5) в первом пункте разбора слова горный не выделена основа; 6) слово горький не является родственным к слову горный; 7) в последнем пункте не выделена основа.

Упражнение 4 (по выбору) — отработка умения разбирать слово по составу, используя алгоритм. Первое слово разбирается фронтально письменно. Следующие два слова учащиеся разбирают самостоятельно.

Дополнительное задание. Катя считает, что слово пришкольный образовано от слова школьный приставочным способом, а Костя считает, что слово пришкольный образовано от слова школа приставочно-суффиксальным способом. С кем из ребят вы согласитесь? Докажите свою точку зрения. (Чтобы не ошибиться при выборе слова, от которого образовано данное слово, и определить способ словообразования, нужно дать толкование слова: пришкольный — то, что находится около школы (при школе). В данном случае прав Костя, указавший на приставочно-суффиксальный способ образования слова пришкольный.)

Упражнение 5 (работа в группе) — закрепление умения давать толкование слова, опираясь на значение корня; умения определять способ словообразования (в данном упражнении — сложения). Если при объяснении значения слова листовёртка возникнут трудности, учитель даёт справку о том, что гусеницы типа листовёрток питаются листьями разных растений, причём стягивают паутиною объедаемые листья в трубки или пучки, внутри которых и скрываются.

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя выполняют упр. 76 и 78 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальные самостоятельно выполняют эти упражнения после того, как сделают задание, записанное на доске. По окончании работы результаты обсуждаются.

Задание на доске. Догадайтесь, какие слова задуманы; составленные слова запишите.

1. Приставка в этом слове такая же, как в слове задумать, корень — как в слове варить, суффикс — как в слове записка, окончание — как в слове открытка.

2. Приставка в этом слове такая же, как в слове подставка, корень — как в слове снежинка, суффикс — как в слове подоконник, окончание — как в слове книги.

Ответ: заварка, подснежники.

Словарная работа. Списать с доски словарные слова, вставляя пропущенные буквы, и объяснить свой выбор.

Запись на доске: р...кета, м...лина, остр...в, п...рог, п...сок, ...нт...ресный.

Домашняя работа. Повторить алгоритм разбора слов по составу. Разобрать по составу слово охотники (упр. 4). Повторить словарные слова: ракета, малина, остров, пирог, песок, интересный. Подготовиться к словарному диктанту.

Ваш комментарий к уроку