Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Вспоминаем правописание суффиксов

Правописание

Задачи урока: повторить изученные во 2 классе правила написания суффиксов; провести орфографический тренинг написания слов с суффиксами.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни изученное» организует повторение пройденных во 2 классе правил написания суффиксов.

Вопросы учителя. Зависит ли выбор суффиксов -онок-/-ёнок- от предшествующего согласного звука? Какой суффикс пишется после шипящих? После каких ещё согласных пишется суффикс -онок-? Что мы проверяем, изменяя форму слова с суффиксом -ик- или -ек-? (Мы проверяем, исчезает гласный звук или остаётся. Если исчезает, в слове пишется суффикс -ек-, если остаётся — -ик-.) Нужно ли проверять написание суффикса -ость-, или же его правописание неизменно?

После того как учащиеся повторили правила, они приступают к записи слов.

Вопрос учителя (перед началом работы). К словам какого столбика нужно подбирать проверочные слова? (Второго, так как в нём представлены слова с суффиксами -ек-, -ик-.) Учащиеся записывают в тетрадь слова по столбикам, выделяют суффиксы, в словах первого столбика подчёркивают предшествующую суффиксу букву, рядом с каждым словом второго столбика записывают его форму, доказывающую выбор буквы в суффиксе.

Возможная трудность. Выделение суффикса в слове зайчик — -ик- или -чик-.

Помощь. Учитель просит учащихся дать толкование слова зайчик (Маленький заяц.) и напоминает о возможности чередования согласных ц/ч в корнях и пишет на доске: заяц + -ик- = зайчик.

Упражнение 1 (работа в паре) — отработка умения определять суффикс, который повторяется в ряде слов группы, и находить «лишние» слова; орфографический тренинг правописания слов с суффиксами. Выполняется в парах. Во время фронтальной проверки учащиеся уточняют, верно ли они определили «лишние» слова, и, если нужно, записывают их.

«Лишние» слова в строках: 1) гость, 2) крик, лик, 3) ровный, 4) правдивый.

Вопросы учителя (после окончания проверки). Написание каких суффиксов нужно запомнить? В каком суффиксе написание буквы гласного звука нужно проверять? (Суффиксы -ость-, -ов-, -лив- пишутся всегда одинаково, для определения написания суффиксов -ик-, -ек- нужно обязательно изменять форму слова.)

При работе с данным упражнением важно повторить правописание суффиксов -ив-/-ев-. Это можно сделать на примере «лишнего» слова в последней строке — правдивый.

Вопросы учителя. Мы вспомнили, что в суффиксах -чив-, -лив- всегда пишется буква и, а какому правилу подчиняется написание суффикса в слове правдивый? От чего зависит выбор суффиксов -ив-, -ев-? (Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения — -ев-.)

Важно разъяснить ученикам толкование и употребление слова лик: слово лик (устаревшее, архаизм) синоним к слову лицо. Употребляется в выражениях лики святых, светлый лик, т. е. когда говорят о чём-то возвышенном, высоком, святом.

Упражнение 2 (работа в группе) — отработка умения конструировать слова из предложенных элементов, отработка правописания суффиксов. Трудность при выполнении задания заключается в выборе правильного суффикса, умении применить нужное правило. Учащиеся должны, например, решить: добавить к корню ключ суффикс -ик- или -ек-, к слову ёж суффикс -онок- или -ёнок-. Во время проверки результатов работы в группах учитель записывает на доске составленные слова, учащиеся выполняют упражнение в тетради.

Упражнение 3 — развитие орфографической зоркости, умения определять место орфограммы в слове. Выполняется письменно фронтально: учащиеся по очереди выходят к доске, устно обосновывают выбор столбика и записывают слово. Если возможно подобрать проверочное слово, оно обязательно записывается, орфограммы подчёркиваются.

Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова зонт. Учитель пишет на доске слова зонтик и зонт и спрашивает учеников, какое из этих слов, по их мнению, появилось в русском языке раньше. После того как ученики выскажут своё мнение и составят модель слова зонт (зонт + -ик- = зонтик), учитель знакомит с материалом рубрики.

Обратите внимание. Несмотря на то что исторически слово зонт образовано от слова зонтик, в современном русском языке мы должны считать слово зонтик образованным от слова зонт (зонтик — это маленький зонт).

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — тренировка в написании слов с повторяемыми суффиксами, обогащение словарного запаса учащихся. Выполняется в парах. Очень важно, чтобы учащиеся не записали несуществующие в русском языке слова. Заполненная таблица выглядит так.

Вопросы учителя (после проверки). Как связаны слова четвёртого и пятого столбиков? (Слова пятого столбика образованы от слов четвёртого, при этом происходит чередование согласных звуков [к]/[ч] в суффиксе -ок-.) В чём особенность слов пятого столбика? (В состав слов пятого столбика входит суффикс -ек-.

Упражнение 2 — орфографический тренинг написания слов с различными суффиксами. Выполняется письменно самостоятельно.

Упражнение 3 — повторение словарных слов. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Учащиеся должны подчеркнуть слова земляника и ученик, в которых пропущенная буква входит в состав суффикса. В качестве доказательства ошибочности рассуждения Кости учащиеся указывают на то, что подобранные им слова не являются родственными слову ужин. В слове ужин суффикса нет — корень в этом слове -ужин-, это можно доказать подбором родственных слов — ужинать, поужинать.

Упражнение 4 — тренировка в нахождении суффиксов и в безошибочном написании слов с различными суффиксами. Выполняется фронтально. Сначала учащиеся должны правильно определить суффикс первого слова на строке, а потом подобрать ещё несколько слов с данным суффиксом.

Вариант выполнения. Если учитель сомневается в возможности учащихся самостоятельно подобрать слова, то после определения суффикса в словах он предлагает записать диктуемые им слова на нужной строке. При такой организации работы следует продублировать материал упражнения на доске: вызываемые ученики по очереди обосновывают свой выбор, подбирая проверочное слово (при работе с суффиксами -ик-, -ек-) или указывая место ударения в слове (при работе с суффиксами -ив-, -ев-).

Диктуемые учителем слова: охотник, лучик, гордость, мышонок, горошек, бантик, бельчонок, ножик, болтливый, гостевой, сиреневый, торопливый, старость, вежливый, талантливый, вежливость, соевый, правдивость, столик, домик, орешек. Можно также использовать слова на доске для справок при записи их на нужной строке.

Упражнение 5 — комплексное повторение: отработка умения определять место орфограммы в слове и, применяя нужный способ проверки, вставлять необходимую букву. Выполняется фронтально. Учащиеся, работая по цепочке, дают необходимые пояснения.

Возможная трудность. Выделение суффикса в слове иголочка.

Помощь. Учитель просит объяснить значение слова иголочка (Маленькая иголка.) и определить, от какого слова оно образовалось (иголка —> иголочка). Это позволит увидеть, что между суффиксом -к-, который уже присутствовал в слове иголка, и корнем «появляется» суффикс -оч-; таким образом, в этом слове нужно выделить два суффикса — -оч- и -к-.

Словарная работа. Словарный диктант. Диктуемые слова: ракета, малина, остров, пирог, песок, интересный.

Дифференцированная работа. В тетради «Учусь писать без ошибок» учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют под руководством учителя упр. 34 и 50; остальные выполняют эти упражнения, а также упр. 53 самостоятельно.

Домашняя работа. Повторить словарные слова из курса 2 класса, данные в тетради «Пишем грамотно» (упр. 4, с. 7, и упр. 3, с. 16). Составить дополнительно десять слов из корней и суффиксов, предложенных в упр. 2 учебника.

Ваш комментарий к уроку