Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Повторяем правописание приставок

Правописание

Задачи урока: повторить правописания приставок с буквами о и а; провести орфографический тренинг написания слов с приставками.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует повторение написания приставок с буквами о и а; готовит к последующему орфографическому тренингу. Выполняется фронтально. В результате обсуждения ответов Кости и Димы учащиеся приходят к выводу, что никто из ребят не дал правильного ответа. Если учащиеся не смогут самостоятельно определить принцип распределения слов на две группы, учитель просит выделить во всех словах приставки и сказать, какая буква пишется в приставках слов первой группы, а какая — слов второй группы.

Рубрика «Вспомни изученное» обобщает результаты повторения и вводит формулировку правила написания приставок.

Упражнение 1 — отработка умения применять знания о правописании приставок при буквенной записи слов. Выполняется фронтально. Слова записываются в два столбика: в первый — с буквой о в приставках, во второй — с буквой а. Последнее задание к упражнению развивает контролирующую функцию и орфографическую зоркость. Учащиеся должны указать на то, что пять допущенных Дашей ошибок можно распределить на две группы: в словах поучить, опустеть, заморозить неправильно написаны приставки; в словах добежать и подлететь ошибки допущены в обозначении безударного гласного в корне. Учитель спрашивает, одинаковый ли способ определения написания безударных гласных в приставках и в корне (нет: в первом случае написание гласного в каждой группе приставок надо запомнить, во втором — проверить). Далее повторяется способ проведения работы над ошибками в написании приставок.

Образец записи:

Упражнение 2 — повторение орфограмм в корне и отработка правописания слов с приставками. Выполняется в парах.

Вопросы учителя (перед началом письменной работы). Какие виды орфограмм в корне слова вы знаете? Одинаковый ли способ проверки орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова» и орфограммы «Парные по звонкости- глухости согласные в корне слова»? Какой способ проверки нужно применять для орфограмм первого вида? Какой — для орфограмм второго вида? Рядом с каждым словом первого столбика записывается проверочное слово.

 Образец записи:

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — отработка написания приставок. Выполняется фронтально.

Слова, которые должны получиться: загорелся, загорелся, догорит.

Упражнение 2 — развитие орфографической зоркости. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой.

Должны быть подчёркнуты слова: подлетел, подчеркнул, подписал, подкрасил, подделка, подоконник.

Упражнение 3 — комплексное повторение изученных во 2 классе орфограмм, тренировка в определении места орфограммы и умении правильно выбрать букву. Выполняется фронтально: учащиеся по цепочке комментируют процесс выбора буквы (указывают часть слова, в которую входит орфограмма; способ проверки; проверочное слово, где это возможно). Кроме того, учащиеся должны найти встретившиеся в тексте словарные слова, которые содержат непроверяемый гласный звук.

Упражнение 4 — повторение группы приставок, в которых пишется буква а, и группы приставок, в которых пишется буква о. Выполнение упражнения требует активизации словарного запаса учащихся. Выполняется в парах, при этом учитель может предложить для поиска слов с нужными приставками обращаться к учебникам по другим предметам.

Упражнение 5 — тренировка в написании слов с приставками. Выполняется самостоятельно. Учитель указывает на имеющуюся в упражнении подсказку — перечень нужных приставок. Слова с непроверяемыми гласными, которые нужно подчеркнуть: Барбоска, киселём, пирог.

Словарная работа. Словарный диктант. Выборочно диктуются слова, написание которых учащиеся повторяли к этому уроку (упр. 4 и 3 в тетради «Пишем грамотно», с. 7, 16).

Дифференцированная работа. В тетради «Учусь писать без ошибок» учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя выполняют упр. 47, 59, 61; остальные самостоятельно сначала делают упр. 60, а потом — упр. 47, 59, 61. Результаты выполнения упражнений обсуждаются.

Домашняя работа. Подготовить к письму под диктовку стихотворение из упр. 1 тетради «Пишем грамотно», дополнить словами таблицу упр. 4 в этой же тетради.

Ваш комментарий к уроку