Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Заголовок и начало текста

Развитие речи

Задачи урока: учить работать с началом текста; отработать умение соотносить целевую установку автора, основную мысль, заголовок и начало текста.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — работа с началом текстов. Выполняется фронтально. Второе и четвёртое предложения точно указывают на содержание текстов. В первом и третьем предложениях основная мысль отражена неточно: непонятно, о каких зверьках и каком лесе пойдёт речь в тексте. Если ученики испытывают затруднение, следует рекомендовать им сравнить второе и третье предложения: и в том и в другом говорится о лесе, но во втором есть чёткое указание — подмосковные леса, а в третьем такого указания нет. Задание по подбору заголовков к текстам можно провести в классах с высоким темпом работы учащихся.

Упражнение 2 — продолжение начатой в упр. 1 работы с текстом, в котором первое предложение не указывает на точное его содержание; анализ этого речевого приёма. Выполняется фронтально. Важно, чтобы ученики обратили внимание на следующее: 1) даже если первое предложение не указывает точно тему текста, то его содержание уточняется в процессе чтения (учитель может предложить вспомнить такие признаки текста, как смысловая цельность, последовательность предложений); 2) автор сознательно (целевая авторская установка) начинает текст таким предложением: он хочет, чтобы читатель (слушатель) догадался, о ком идёт речь, ведь «этих зверьков знают все». Последнее задание можно предложить хорошо подготовленным ученикам. Если ученики не смогут озаглавить текст так, чтобы заголовок не называл зверька, то пусть просто подберут свой заголовок. Списывание текста проводится по усмотрению учителя в зависимости от темпа работы учеников.

Упражнение 3 (работа в паре) — редактирование текста: поиск предложения, открывающего текст. Полнота выполнения заданий определяется темпом работы и уровнем подготовленности учеников. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться; хорошо подготовленным ученикам можно предложить выполнить упражнение самостоятельно или работать в парах.

Вариант. Первая часть задания (поиск предложения) выполняется в классе, а списывание текста — дома. Первое предложение текста: Собака виляет хвостом — значит, радуется. Если ученики испытывают затруднение в объяснении, учитель обращает их внимание на то, что нужно найти предложение, которое может быть подтверждено предложением Это всем известно. Кроме того, текст повествует ещё и о том, что, виляя хвостом, собака может не только передать радость при встрече, но и подать сигналы другим собакам.

Ваш комментарий к уроку