Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Предложение и его смысл. Слова в предложении
Как устроен наш язык
Задачи урока: познакомить с разделом «Синтаксис»; повторить понятие «предложение»; отработать умение определять границы предложений.
Знакомство с новым разделом «Синтаксис» учитель проводит, опираясь на заранее помещённую на доске таблицу, которая будет дополнена в ходе обсуждения.
Раздел языка |
? |
? |
? |
? |
|
Что изучается |
Звуки |
Значение слова |
Части слова |
? |
Предложения |
Вопросы учителя организуют повторение. Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки? В каких разделах изучают лексическое значение слова? Состав слова? Затем учитель сообщает, что с этого урока начинается изучение нового раздела, который открывает законы жизни слов в словосочетаниях, словосочетаний — в предложениях, а предложений — в тексте. Важно рассказать ученикам и о том, что они узнают и чему научатся, изучая синтаксис.
Заполненная таблица выглядит так.
Раздел языка |
Фонетика |
Лексика |
Словообразование |
Синтаксис |
|
Что изучается |
Звуки |
Значение слова |
Части слова |
Словосочетания |
Предложения |
Работа по учебнику
Рубрика «Вспомни изученное» организует повторение понятия «предложение». Доказывая свой ответ, что более полным является третье определение, ученики указывают на то, что набор слов не является предложением, а законченную мысль может содержать и рассказ.
Упражнение 1 — закрепление умения определять такие признаки предложения, как выражение законченной мысли и порядок слов, который определяется этой мыслью (смыслом). Выполняется фронтально устно.
Упражнение 2 — развитие чувства языка; смысловой анализ предложения. Учащиеся должны выбрать нужное слово из предложенных, сходных по формальным признакам. Выполняется в два этапа. На первом этапе учитель организует устную фронтальную работу. Учащиеся вместе решают, какое слово выбрать, приводят доказательства. Второй этап — письменное выполнение упражнения — предлагается как домашнее задание. Слова, которые нужно выбрать: солнце, лесу, неба, голоса.
Упражнение 3 (работа в паре) — закрепление знаний о таком признаке предложения, как употребление слов в определённой форме; отработка умения составлять предложения из набора слов. Работа начинается фронтально. После того как учащиеся сделают вывод о том, что для восстановления пословиц нужно поставить слова в определённом порядке и в нужной грамматической форме, учитель предлагает продолжить выполнение упражнения письменно в парах.
Рубрика «Вспомни изученное» и упражнение 4 организуют повторение знаний о словах, называющих предметы, их признаки и действия (термин «части речи» не вводится). Во время выполнения упражнения учитель просит определить, что называют добавленные слова — предметы, признаки или действия.
Вариант вопроса (для сильных учеников): в какое предложение добавлено имя существительное, в какое — имя прилагательное, в какое — глагол? Упражнение выполняется фронтально устно. Учитель обращает внимание на то, что слова, которые ученики предлагают добавить в каждое предложение, могут называть разные предметы, признаки или действия, но в целом обозначают что-то одно и отвечают на один и тот же вопрос. Например, в первое предложение можно добавить слово цветы, розы, деревья или яблони. Но это слово должно быть непременно именем существительным, так как в предложении пропущено слово, которое называет предмет и отвечает на вопрос «что?». Такая же работа проводится со вторым и третьим предложениями.
Упражнение 5 (по выбору) — отработка умения правильно определять и оформлять границы предложений. Выполняется письменно самостоятельно. В качестве помощи учитель может указать на общее количество предложений — пять.
Упражнение 6 (трудное) — работа над семантикой (значением) предложений. Выполняется фронтально. Учитель просит объяснить, почему строка стихотворения не может считаться предложением. Письменную часть задания учащиеся выполняют в парах. После того как пять предложений будут записаны, фронтально организуется работа по определению того, о ком и что говорится в каждом предложении.
Дополнительная работа.
1. Продолжить работу со стихотворением С. Бондаренко, записав оставшиеся предложения.
2. (Повышенной сложности.) Найти ошибки в предложениях (предлагаются для индивидуальной работы — на карточках или записываются на доске). Списать исправленные предложения.
Предложения, которые нужно исправлять:
Осенью роща является золотой.
Из-за земли пробивалась свежая травка.
Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали.
У солдат было уверенность в победу.
Домашняя работа.
Письменно выполнить упр. 2.
Ваш комментарий к уроку