Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Предложение и его смысл. Слова в предложении

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с разделом «Синтаксис»; повторить понятие «предложение»; отработать умение определять границы предложений.

Знакомство с новым разделом «Синтаксис» учитель проводит, опираясь на заранее помещённую на доске таблицу, которая будет дополнена в ходе обсуждения.

Раздел языка

?

?

?

?

Что изучается

Звуки

Значение слова

Части слова

?

Предложения

Вопросы учителя организуют повторение. Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки? В каких разделах изучают лексическое значение слова? Состав слова? Затем учитель сообщает, что с этого урока начинается изучение нового раздела, который открывает законы жизни слов в словосочетаниях, словосочетаний — в предложениях, а предложений — в тексте. Важно рассказать ученикам и о том, что они узнают и чему научатся, изучая синтаксис.

 Заполненная таблица выглядит так.

Раздел языка

Фонетика

Лексика

Словообразование

Синтаксис

Что изучается

Звуки

Значение слова

Части слова

Словосочетания

Предложения

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни изученное» организует повторение понятия «предложение». Доказывая свой ответ, что более полным является третье определение, ученики указывают на то, что набор слов не является предложением, а законченную мысль может содержать и рассказ.

Упражнение 1 — закрепление умения определять такие признаки предложения, как выражение законченной мысли и порядок слов, который определяется этой мыслью (смыслом). Выполняется фронтально устно.

Упражнение 2 — развитие чувства языка; смысловой анализ предложения. Учащиеся должны выбрать нужное слово из предложенных, сходных по формальным признакам. Выполняется в два этапа. На первом этапе учитель организует устную фронтальную работу. Учащиеся вместе решают, какое слово выбрать, приводят доказательства. Второй этап — письменное выполнение упражнения — предлагается как домашнее задание. Слова, которые нужно выбрать: солнце, лесу, неба, голоса.

Упражнение 3 (работа в паре) — закрепление знаний о таком признаке предложения, как употребление слов в определённой форме; отработка умения составлять предложения из набора слов. Работа начинается фронтально. После того как учащиеся сделают вывод о том, что для восстановления пословиц нужно поставить слова в определённом порядке и в нужной грамматической форме, учитель предлагает продолжить выполнение упражнения письменно в парах.

Рубрика «Вспомни изученное» и упражнение 4 организуют повторение знаний о словах, называющих предметы, их признаки и действия (термин «части речи» не вводится). Во время выполнения упражнения учитель просит определить, что называют добавленные слова — предметы, признаки или действия.

Вариант вопроса (для сильных учеников): в какое предложение добавлено имя существительное, в какое — имя прилагательное, в какое — глагол? Упражнение выполняется фронтально устно. Учитель обращает внимание на то, что слова, которые ученики предлагают добавить в каждое предложение, могут называть разные предметы, признаки или действия, но в целом обозначают что-то одно и отвечают на один и тот же вопрос. Например, в первое предложение можно добавить слово цветы, розы, деревья или яблони. Но это слово должно быть непременно именем существительным, так как в предложении пропущено слово, которое называет предмет и отвечает на вопрос «что?». Такая же работа проводится со вторым и третьим предложениями.

Упражнение 5 (по выбору) — отработка умения правильно определять и оформлять границы предложений. Выполняется письменно самостоятельно. В качестве помощи учитель может указать на общее количество предложений — пять.

Упражнение 6 (трудное) — работа над семантикой (значением) предложений. Выполняется фронтально. Учитель просит объяснить, почему строка стихотворения не может считаться предложением. Письменную часть задания учащиеся выполняют в парах. После того как пять предложений будут записаны, фронтально организуется работа по определению того, о ком и что говорится в каждом предложении.

Дополнительная работа.

1. Продолжить работу со стихотворением С. Бондаренко, записав оставшиеся предложения.

2. (Повышенной сложности.) Найти ошибки в предложениях (предлагаются для индивидуальной работы — на карточках или записываются на доске). Списать исправленные предложения.

Предложения, которые нужно исправлять:

Осенью роща является золотой.

Из-за земли пробивалась свежая травка.

Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали.

У солдат было уверенность в победу.

Домашняя работа.

Письменно выполнить упр. 2.

Ваш комментарий к уроку