Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Виды предложений по цели высказывания и интонации

Как устроен наш язык

Задачи урока: научить различать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; отработать умение определять вид предложений по данным характеристикам.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни изученное» позволяет повторить виды предложений по цели высказывания. Учащиеся должны догадаться, что для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно разбить его на три части, так как повествовательные, вопросительные и побудительные предложения различаются целью высказывания. Следовательно, сначала нужно правильно ответить на первую часть вопроса: «С какой целью произносятся или пишутся повествовательные предложения?» (С целью сообщить что-то.) После этого учащиеся последовательно отвечают на вторую и третью части вопроса.

Возможная трудность. Ученики могут справедливо заметить, что иногда предложение произносят с целью рассмешить кого-то или восхититься чем-то (опора на коммуникативное намерение учеников как носителей языка).

Помощь. Объяснить ученикам, что и в этих случаях цель предложения — сообщение (повествовательное предложение), а вот каким будет это сообщение — юмористическим или восторженным, зависит от конкретной ситуации. Следовательно, цели «рассмешить кого-то» и «восхититься чем-то» — дополнительные, а основная — «сообщить что-то».

Упражнение 1 — отработка умения определять границы предложений и ставить правильный знак препинания в конце предложения. Отрабатывается также умение определить вид предложения по цели высказывания. Выполняется фронтально устно.

Вариант выполнения. Учащиеся устно определяют границы предложений и знаки, которые нужно поставить в конце каждого предложения, положительно отвечают на последний вопрос, приводят примеры предложений каждого вида. Письменное выполнение задания предлагается как домашняя работа.

Упражнение 2 — формирование умения определять вид предложения по цели высказывания. Выполняется фронтально устно.

Вопрос учителя. Какого вида предложений по цели высказывания нет в загадке? (Нет побудительных предложений.)

Возможная ошибка. Учащиеся могут неправильно определить вид второго предложения по цели высказывания, назвав его побудительным. Причина ошибки связана с тем, что ученики обратили внимание лишь на внешнее оформление — наличие восклицательного знака, который ассоциируется у них с побудительными предложениями, и не задумались о смысле предложения.

Помощь. Учитель просит ещё раз прочитать предложение и подумать, есть ли в нём приказ или просьба.

Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова окно и с устаревшим словом око.

Упражнение 3 (по выбору) — продолжение работы, начатой в предыдущем упражнении. Выполняется устно в парах с последующей фронтальной проверкой. Учитель просит назвать вопросительные предложения, потом повествовательные, после этого одно побудительное предложение.

Возможная трудность. Определение цели высказывания двух последних выделенных предложений.

Помощь. Если ошибки будут допущены, учитель просит ещё раз подумать, с какой целью Мишина мама произносит: «Какие они все нехорошие!» (Она иронично говорит о предметах: предложение повествовательное.) — и с какой целью она говорит: «Пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться!» (Даёт юмористический совет колесу, рубашке и башмаку: предложение побудительное.)

Рубрика «Вспомни изученное» организует повторение видов предложений по интонации. Учитель предлагает сначала рассмотреть картинки, прочитать подписи к ним, определить, чем отличаются предложения в парах (предложения в правом столбике произносятся с особым чувством — удивления, радости, опасения — и передаются интонацией). После этого учитель просит вспомнить, как называются эти предложения (Восклицательные.), и рассказать, почему они так называются.

Дополнительные вопросы. Могут ли быть восклицательными повествовательные предложения? (Могут.) Могут ли быть восклицательными вопросительные предложения? (Могут.) Могут ли быть невосклицательными побудительные предложения? (Могут.) Выслушав ответы, учитель открывает заранее подготовленную на доске таблицу и просит прочитать записанные предложения с интонацией, подобрать свои примеры для каждой строчки таблицы.

Виды предложений

По интонации

По цели высказывания

Невосклицательные

Восклицательные

Повествовательные

На улице идёт снег.

На улице идёт снег!

Вопросительные

Чья это работа?

Чья это работа?!

Побудительные

Подождите меня.

Подождите меня!

Упражнение 4 (работа в группе) — различение предложений по цели высказывания и по интонации, отработка умения удерживать заданные условия при составлении предложений. Перед началом выполнения задания учитель пишет на доске слово пожалуйста, обращает внимание на написание этого слова и на то, что оно выделяется запятыми. Это необходимо для того, чтобы предупредить ошибки в записях учащихся. Во время фронтальной проверки работы учитель записывает на доске правильно подобранные группами предложения, ученики списывают в тетрадь три любых предложения.

Словарная работа. Записать слово морковь в словарик, подчеркнуть непроверяемую орфограмму двумя линиями. Подобрать родственные слова (морковка, морковный), во всех словах выделить орфограмму.

Дополнительная работа.

1. Догадаться, в какую графу таблицы нужно записать предложения, которые читает учитель. Как только учащиеся дают правильный ответ, учитель записывает предложение и просит определить, какие знаки нужно поставить в конце предложения.

Диктуемые предложения:

Однажды вечером я сидел во дворе и ждал маму. Не дашь самосвал? Ты открой её! Погаси-ка свет! Это волшебство! Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! Дайте мне, пожалуйста, мороженое. Мы с Мишкой встали около рояля. Кто же наши исполнители?

2. Списать в тетрадь предложения (с доски или карточек), поставить знаки в конце предложений. Определить вид предложения по цели высказывания и по интонации.

Образец выполненной работы:

Девочка, почему ты плачешь? (вопр., невоскл.)

Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами! (побуд., воскл.)

Ох, как медленно тянулось время! (повеств., воскл.)

Пить хочешь? (вопр., невоскл.)

Давай помолчим. (побуд., невоскл.)

Это что ещё за новости?! (вопр., воскл.)

Варианты выполнения второго задания: 1) учитель ставит нужный знак, учащиеся списывают предложения, определяют их вид по цели высказывания и по интонации; 2) учитель даёт характеристику предложений, учащиеся списывают предложения, правильно расставляя знаки препинания.

Домашняя работа. Выучить написание слова морковь, выполнить письменно упр. 1.

Ваш комментарий к уроку