Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Последовательность абзацев в тексте

Развитие речи

Задачи урока: наблюдать за последовательностью абзацев в тексте; учить редактировать текст с нарушенным порядком следования абзацев и текст, содержащий лишние предложения.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (работа в паре) — редактирование текста, в котором нарушен порядок следования абзацев.

Возможная трудность. Учащиеся не замечают, что в тексте пять абзацев, поскольку два абзаца невелики по объёму.

Помощь. До начала работы учитель предлагает посчитать, сколько всего абзацев в тексте, и помогает увидеть наличие именно пяти абзацев. Правильный текст получится, если абзацы выстроить в следующем порядке: 3, 2, 1, 4, 5. Исправленный текст:

Красивый и могучий дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.

Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с друг ой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошёл дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.

Спросил тогда ветер у дуба: «В чём твой секрет? Почему я не могу погубить тебя?»

«Некоторые думают, что держит меня ствол. Но сила моя в том, что я в землю родную врос, корнями за неё держусь. Потому никто мне не страшен», — ответил дуб.

Упражнение 2 — редактирование текста: поиск лишних предложений. Выполняется фронтально. В классах с высоким уровнем учебной деятельности может быть рекомендовано для самостоятельной или парной работы. В отличие от предыдущего текста, в котором была нарушена последовательность абзацев, в текст данного упражнения включены три предложения, нарушающие логику изложения.

«Лишние» предложения:

1) Множество прекрасных изделий можно получить из железа — это предложение «лишнее», поскольку в тексте не говорится о пользе железа и об изделиях, которые можно из него получить;

2) Огонь не только разрушает всё на своём пути, но и служит людям — это предложение не связано с основной мыслью текста, которая заключается в том, чтобы рассказать, каким люди представляли бога Вулкана. Это предложение разрывает смысловую связь предложения Из отверстия на вершине горы... и предложения Вулкан работает... . В последнем содержится объяснение людей, которые видели раскалённые камни, огонь и пепел, летящие из отверстия горы;

3) Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец — это традиционный финал русских народных сказок, а представленный текст является не сказкой, а повествованием (сообщением) о верованиях древних греков, обожествлявших силы природы.

Домашняя работа. Списать отредактированный текст упр. 2, если это не было сделано на уроке, или списать отредактированный текст упр. 1.

Ваш комментарий к уроку