Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Деление текста на абзацы

Развитие речи

Задачи урока: повторить материал об абзаце из курса 2 класса; учить выделять в тексте абзацы в соответствии с их микротемами (новыми мыслями автора); наблюдать за последовательностью абзацев в тексте; отработать умение исправлять неправильный порядок следования абзацев.

Обратите внимание. Тексты каждого упражнения этого урока в оригинале представляют собой единый текст (разделение единого текста на два учебных объясняется методическими задачами). Если вы планируете работу с текстами обоих упражнений, то перед выполнением упр. 2 предложите ученикам прочитать исправленный текст упр. 1, а затем — текст упр. 2. Это поможет им самостоятельно или при помощи учителя определить основную мысль цельного (авторского) текста (ветер над всем потешается, пытается всем мешать, но кораблик и мельница заставляют ветер работать).

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни изученное» позволяет повторить понятие «абзац».

Упражнение 1 — наблюдение за последовательным расположением абзацев, восстановление их правильного порядка. Выполняется фронтально. Исходный (авторский) текст:

Летит над землёй ветер, сильный-пресильный. Видеть никто его не видит, зато чувствует каждый: прохожих в спину толкает, норовит шапку с головы сорвать.

Что ни попадётся ему, над всем потешается. Встретит сухие листья — цап в охапку, закружит, в глаза бросит.

Мимо леса пронесётся — загудит, волком голодным завоет. Веточки не пропустит, каждую заставит низко поклониться.

Возможная трудность. Выделение второго абзаца (либо «Что ни попадётся...», либо «Мимо леса пронесётся...»). Предпочтение следует отдать абзацу «Что ни попадётся...».

Помощь. Во втором абзаце сначала говорится о том, что ветер «над всем потешается», а далее, во втором предложении второго абзаца и в третьем абзаце, уточняется, где, как и над чем потешается ветер.

Если темп работы позволяет, озаглавленный текст можно предложить списать в тетрадь. По усмотрению учителя ученики могут записать в тетрадь свой заголовок и обозначить правильную последовательность абзацев (например: 1) «Летит...»; 2) «Что ни попадётся...»; 3) «Мимо леса...»), а списывание восстановленного текста выполнить дома.

Упражнение 2 (трудное) — выделение абзацев в тексте, обучение постановке вопросов к тексту. В зависимости от темпа работы проводится фронтально (сильным ученикам можно предложить выполнить самостоятельно) в парах или группах. Далее ученики сравнивают каждый вопрос с микротемой соответствующего абзаца и выясняют, правильно ли задан вопрос, т. е. позволяет ли он понять основную мысль полного текста. Если ученики указали «неправильные» вопросы (под цифрами 1, 2, 5), но не могут объяснить свой выбор, учитель предлагает определить основную мысль всего текста и сравнить с ней ответы на эти вопросы. Ответ на первый вопрос («Потопить») не будет связан с основной мыслью всего текста. Микротема первого абзаца: ветер хочет потопить кораблик, потому что «над всем потешается». Следовательно, вопрос должен звучать так: «Почему ветер хочет потопить кораблик?» Ответ на второй вопрос также не будет связан с основной мыслью текста: «Ветер запутался в парусах». Вопрос ко второму абзацу, связанный с основной мыслью всего текста и микротемой первого абзаца, может быть таким: «Что произошло с ветром и корабликом?» Аналогично проводится работа и с вопросом под цифрой 5. После того как все вопросы к тексту будут поставлены, ученики записывают их в тетрадь. Затем, попросив закрыть учебники, учитель предлагает ученикам вспомнить содержание текста, опираясь на вопросы, записанные в тетради. Если время и уровень подготовки класса позволяют, целесообразно предложить ученикам пересказать текст по вопросам (эту работу можно провести и на следующем уроке блока «Развитие речи»).

Ваш комментарий к уроку