Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Главные члены предложения
Как устроен наш язык
Задачи урока: отработать умение определять, о ком или о чём говорится в предложении, что делает тот или то, о ком или о чём говорится в предложении; познакомить с понятием «главные члены предложения».
Работа по учебнику
Упражнение 1 — подготовка учащихся к умению выделять в предложении подлежащее (на данном уроке термин не вводится). Выполняется фронтально устно. В случае затруднений или возникновения нескольких точек зрения (одни считают, что в первом предложении говорится о маме, другие — о билетах) учитель просит определить, кто или что выполняет действие в предложении. Это поможет ученикам установить, что в третьем предложении говорится об Алёше (именно он выполняет действие), а не о щенке, которого он принёс; в пятом — о Диме, который решил задачу, а не о задаче, которую он решил.
Рубрика «Давай подумаем» обобщает первоначальные представления о главном действующем лице предложения. Учитель просит доказать, почему прав Серёжа. В качестве доказательства, учащиеся указывают на то, что именно школьники выполнили названное действие (пошли).
Упражнение 2 — отработка умения определять, о ком или о чём говорится в предложении. Выполняется письменно в парах.
Вариант выполнения. Записать только первый абзац текста, со вторым поработать устно.
Рубрика «Давай подумаем» готовит к умению находить в предложениях сказуемое (на данном уроке термин не вводится).
Уточняющий вопрос учителя «Что называют слова читают, улетают — предмет, признак предмета или действие предмета?» поможет перейти к рубрике «Вспомни изученное» и повторить определение глагола.
Упражнение 3 — отработка умения задавать вопрос от подлежащего к сказуемому, т. е. находить сказуемое. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают по одному предложению. Учитель помогает орфографически правильно записать вопросы, например при работе с третьим предложением: что сделал?.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за грамматической основой предложения и готовит к введению понятия «главные члены предложения». При работе с рубрикой важно подвести учеников к выводу, что без выделенных слов предложение существовать не может, так как именно они передают смысл предложения. Учитель может задать направляющий вопрос: «Есть ли в предложении такие слова, без которых оно существовать не может?» После того как ученики попытаются сами сформулировать ответ, они могут прочитать текст рубрики «Тайны языка», которая знакомит их с понятиями «главные члены предложения», «грамматическая основа предложения».
Упражнение 4 (работа в паре) — отработка умения находить главные члены предложения. Выполняется устно в парах с последующей фронтальной проверкой. Учитель просит класс записать первое предложение, показывает на доске, как подчёркиваются его главные члены. В процессе работы с упражнением учитель постоянно употребляет введённые термины, а по окончании работы просит учащихся называть слова, без которых предложение существовать не может.
Рубрика «Вспомни изученное» напоминает учащимся о многозначности слов и возможности их употребления в переносном значении. Слово чайник называет не только посуду, но и то, что в ней находится, поэтому можно сказать «чайник закипел»; одно из значений слова убежать — «кипя и пенясь переливаться через край», поэтому можно сказать «молоко убежало».
Упражнение 5 — осознание грамматической роли подлежащего. Начинается работа фронтально устно. Учащиеся выбирают нужные слова, доказывают, что это те слова, которые называют действующее лицо — того, о ком говорится в предложении. Далее учитель просит найти в предложениях слова, которые называют действия того, о ком говорится в предложении. Для нахождения этих слов ученики задают вопрос от подлежащего к сказуемому (этими терминами учитель пока не пользуется). Затем учитель просит сказать, как называются оба найденных слова (главные члены предложения, грамматическая основа предложения). Ученики ещё раз называют главные члены в каждом предложении. Письменное выполнение упражнения предлагается как домашнее задание.
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, вместе с учителем находят грамматическую основу в написанных на доске предложениях: Пассажиры заняли свои места в вагоне.
Ветер разогнал тучи.
Туристы разожгли на полянке костёр.
Пёс принёс хозяину палку.
Остальная часть класса придумывает и записывает предложения, грамматические основы которых записаны на доске:
день запомнился
солнце освещало
ветер подул
листья падали
Дополнительная работа.
1. Определить, какой знак нужно поставить в конце предложений, опираясь на данную в скобках характеристику этих предложений.
2. Определить вид предложений по цели высказывания и по интонации, поставить знаки в конце предложений.
Домашнее задание. Письменно выполнить упр. 5.
Ваш комментарий к уроку