Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков
Правописание
Задачи урока: повторить правила написания разделительных мягкого и твёрдого знаков; провести орфографический тренинг написания слов с ь и ъ.
Работа с учебником
Упражнение 1 и рубрика «Вспомни изученное» организуют повторение правил написания разделительных мягкого и твёрдого знаков.
Вопросы учителя (организуют работу учеников). Что нужно знать, чтобы определить, кто прав — Миша или Алёша? (Нужно знать, когда пишется ь или ъ.) От чего зависит выбор написания ь или ъ? (От места орфограммы в слове.)
В результате обсуждения учащиеся должны вспомнить, что разделительный мягкий знак пишется перед буквами и, я, е, ё, ю в корне слова, а разделительный твёрдый знак — после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами я, е, ё, ю. После этого они устанавливают, что прав Миша, и записывают обе группы слов, вставляя в слова первой группы ь, а в слова второй — ъ. Учитель показывает, как нужно графически объяснять выбор знака: в словах первой группы выделяется корень, подчёркиваются ь и буква, следующая за ь; в словах второй группы выделяются приставка и корень, подчёркиваются ъ, буква, на которую оканчивается приставка, и буква, на которую начинается корень.
Упражнение 2 (работа в паре) — закрепление умения выбирать нужный знак: разделительный ь или разделительный ъ. Выполняется письменно в парах. Учащиеся обсуждают, какой знак нужно вставить в большую часть слов группы и какое слово с этой точки зрения является «лишним», после чего записывают первую группу слов. Затем ученики обмениваются тетрадями для проверки и переходят к работе со второй группой слов и т. д. Перед началом выполнения упражнения учитель напоминает, как нужно графически доказывать выбор написания мягкого или твёрдого знака, просит учащихся делать необходимые выделения.
«Лишние» слова: объезд, вьюга, семья, въезд.
Упражнение 3 — тренировка в написании слов с ь и ъ, подбор антонимов. Выполняется фронтально письменно. По окончании работы учитель просит пояснить, чем отличается слово ночью от остальных антонимов, подобранных к выделенным словам (единственное слово, в котором пишется ь, в остальных словах пишется ъ).
Упражнение 4 (по выбору) — повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова». К выписанным словам ученики должны подобрать проверочные, которые доказывают наличие непроизносимого согласного. Выполняется письменно самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
Упражнение 5 — отработка написания словарных слов (непроверяемая орфограмма подчёркивается двумя линиями).
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — орфографический тренинг. Учащиеся сначала самостоятельно выполняют задание, а после фронтальной проверки записывают слова упражнения в рабочей тетради в два столбика (обобщение).
ъ |
ь |
Упражнение 2 — развитие осознанности в применении правил написания ь или ъ. В ряде слов упражнения не нужно вставлять ни тот ни другой знак. Выполняется фронтально, учащиеся работают по цепочке, объясняя свои ответы. После того как все слова будут разобраны, проводится подготовка к диктанту: текст прочитывается ещё раз, ставится знак ударения в словах, подчёркиваются орфограммы, предложения прочитываются орфографически. В зависимости от темпа работы класса учитель определяет, диктовать весь текст или его часть.
Упражнение 3 — повторение правописания предлогов и приставок, их различение. Сильным учащимся предлагается для самостоятельной работы.
Упражнение 4 — развитие орфографической зоркости и самоконтроля. Учитель сначала предлагает учащимся самостоятельно найти ошибки и исправить их карандашом, а потом организует фронтальную работу над ошибками.
Образец выполненной работы:
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, сначала выполняют упр. 51 в тетради «Учусь писать без ошибок», а потом записывают под диктовку учителя словосочетания побежал по траве, отказался от помощи, спустился с горы, надписал над рисунком, выделяют в глаголах приставки, подчёркивают предлоги. Остальные выполняют упр. 3 в тетради «Пишем грамотно».
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слово гигант, подобрать к нему родственное (гигантский), подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Выполнить упр. 5 учебника.
Домашняя работа. Подготовиться к словарному диктанту, выучив слова упр. 5. Списать текст упр. 4 тетради «Пишем грамотно» и проверить безошибочность записи.
Ваш комментарий к уроку