Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Главные члены предложения
Как устроен наш язык
Задачи урока: ввести понятия «подлежащее» и «сказуемое»; отработать алгоритм поиска главных членов предложения.
Обратите внимание. В начальной школе традиционно используется алгоритм нахождения главных членов по вопросам: «О чём говорится в предложении?» (подлежащее), «Что говорится?» (сказуемое). С лингвистической точки зрения эти вопросы соответствуют актуальному членению предложения на тему (данное) и рему (новое), а поиск грамматической основы обычно проводится на основании выделения сказуемого (глагол в форме наклонения) и координируемого с ним слова в независимой позиции (подлежащего). Такой подход, несмотря на его научность, неприемлем для начальной школы, более того, он не может быть адаптирован без нарушения научной логики. Кроме того, в нашем учебнике раздел «Синтаксис» предшествует разделу «Морфология»: изучение структуры предложения основывается на опыте учащихся как носителей языка, а не на знании частей речи и их синтаксическом функционировании. Именно поэтому поиск главных членов предложения рекомендуется проводить традиционно и не использовать предлагаемые для средней школы (и тем более для вузов) алгоритмы поиска главных членов.
Урок начинается с направляющих вопросов. Без каких слов предложение не может существовать? (Без главных членов предложения.) Какое второе название есть у главных членов предложения? (Грамматическая основа.) Учитель обращает внимание на то, что каждый из главных членов предложения имеет своё название («подлежащее» и «сказуемое»). Затем организуется работа с материалом рубрики «Тайны языка». Этот материал частично обсуждался на уроке 24. Учитель объясняет новые понятия по записям на доске (это более эффективно, чем объяснение с опорой на учебник).
После того как весь материал рубрики, включая алгоритм нахождения грамматической основы предложения и тренировку в его применении, будет освоен, учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать памятку «Как находить подлежащее и сказуемое...» (с. 63 учебника).
Работа по учебнику
Упражнение 1 — закрепление алгоритма нахождения главных членов предложения. Выполняется фронтально письменно. Работающие у доски учащиеся подробно комментируют этапы работы по нахождению подлежащего и сказуемого.
Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с историей слов подлежащее, сказуемое.
Упражнение 2 — отработка умения находить в предложениях подлежащее и сказуемое. Выполняется фронтально письменно. Грамматические основы записываются со строчной буквы через точку с запятой.
Образец записи (на доске и в тетрадях; порядок слов при этом роли не играет: вылезла ежиха и ежиха вылезла): солнце закатилось, тени легли, ежиха вылезла, ежата показались.
После завершения работы учитель просит назвать только подлежащие; только сказуемые.
Дополнительные вопросы (повышенной сложности). Есть ли среди выписанных главных членов слова, называющие признаки предметов? Что называют слова закатилось, легли, вылезла, показались? Не рекомендуется задавать вопрос «Что называют слова солнце, тени, ежиха, ежата?», так как без систематического обращения к грамматическому значению предметности у имён существительных (материал раздела «Морфология») невозможно дать правильный ответ: ученики будут опираться на известные им лексические значения этих слов и вряд ли смогут самостоятельно сделать обобщение, что слова солнце, тени, ежиха, ежата называют предметы.
Упражнение 3 (работа в паре) — подбор подходящих по смыслу подлежащих. Выполняется письменно в парах. Во время проверки учитель просит доказать, почему пропущенные слова являются подлежащими, назвать слова, которые учащиеся подобрали.
Рубрика «Давай подумаем» знакомит с понятием прямого и обратного порядка следования главных членов предложения. После работы с рубрикой учитель предлагает учащимся в упр. 2 найти предложения, в которых подлежащее стоит после сказуемого.
Упражнение 4 — отработка умения находить главные члены предложения, определять порядок их следования. Перед выполнением упражнения учитель просит учащихся ещё раз прочитать на с. 63 алгоритм поиска главных членов. Упражнение выполняется фронтально письменно. При ответе на последний вопрос учащиеся определяют, что в упражнении нет побудительных предложений.
Дополнительные задания.
1. Найти и прочитать следующие виды предложений: повествовательное по цели высказывания и восклицательное по интонации; вопросительное по цели высказывания и невосклицательное по интонации; повествовательные по цели высказывания, не восклицательные по интонации.
2. Определить, что называют подлежащие в данных предложениях: предметы, действия или признаки предметов. Сказать, как называются слова, обозначающие предметы (имена существительные).
Словарная работа. Словарный диктант выученных дома слов: ракета, малина, остров, пирог, песок, интересный, морковь, гигант — с последующей их проверкой по упр. 5 урока 25.
Дополнительная работа.
1. Послушать предложение, диктуемое учителем, назвать грамматическую основу предложения.
Диктуемые предложения:
В лес пришла осень. Густые леса поредели. Опавшая листва кружится в воздухе. Перелётные птицы улетели в тёплые края. Часто идут холодные дожди. Природа готовится к зиме.
2. Найти ошибки в выделении главных членов предложения.
Домашняя работа. Выучить алгоритм нахождения главных членов предложения. Записать предложения упр. 2 полностью, подчеркнуть в них главные члены.
Ваш комментарий к уроку