Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся писать приставки
Правописание
Задачи урока: познакомить с правилом написания приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-; провести орфографический тренинг.
Работа с учебником
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за особенностями написания этой группы приставок. Главная цель работы — определить, от чего зависит написание буквы з или с на конце приставок. Если учащиеся сами не смогут «увидеть» общий признак, учитель задаёт вопросы-подсказки. С каких букв начинаются корни в словах левого столбика? (С букв, обозначающих гласные звуки, и с букв, обозначающих звонкие согласные звуки.) С каких букв начинаются корни в словах
правого столбика? (С букв, обозначающих глухие согласные звуки.) Когда на конце приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас- пишется буква з? (Перед корнями, начинающимися с гласных или звонких согласных.) Когда на конце приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас- пишется буква с? (Перед корнями, начинающимися с глухих согласных.)
Рубрика «Тайны языка» обобщает наблюдения. После прочтения материала рубрики учитель ещё раз спрашивает учащихся, от чего зависит выбор буквы с или з на конце этих приставок. Важно, чтобы учащиеся указали на зависимость написания от первого звука корня. После этого разбирается алгоритм применения правила.
Упражнение 1 — закрепление правила, отработка алгоритма его применения. Выполняется фронтально письменно. Слова записываются в два столбика:
без-, из-, раз- |
бес-, ис-, рас- |
Учащиеся произносят звук, с которого начинается корень, определяют, какую букву нужно писать на конце приставки, и записывают слово в нужный столбик. Приставки выделяются, последняя буква в приставке и первая буква корня подчёркиваются. Учитель обращает внимание на появившуюся удвоенную согласную с в словах рассказ, рассыпать.
Дополнительное задание. Найти слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова», орфограмму подчеркнуть. Эта орфограмма есть только в двух словах: распилить, бесполезный.
Упражнение 2 (работа в паре) — орфографический тренинг написания согласной на конце приставок. Выполняется письменно в парах. Слова записываются в два столбика:
без-, из-, раз- |
бес-, ис-, рас- |
Возможные ошибки. Пропуск ъ в словах разъяснить, изъявить.
Помощь. Перед выполнением упражнения учитель напоминает, что все приставки в данном упражнении оканчиваются на согласный, просит найти части слов, корень которых начинается с буквы я (-ясн-, -яв-), и объяснить, в чём особенность написания слов с этими корнями. После завершения работы проводится фронтальная проверка.
Рубрика «Обрати внимание» содержит материал о сложных случаях написания слов с данной группой приставок. После знакомства с рубрикой учащиеся записывают в тетрадях:
рас- + -шить = расшить,
бес- + -шум- + -н- + -ый = бесшумный и т. д.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — отработка правила. Выполняется в парах. Проверка проводится фронтально, учитель просит сначала назвать все слова, в которых приставки пишутся с буквой з, после этого назвать слова, в которых приставки пишутся с буквой с. Ученики должны объяснить, что им помогло выбрать нужную букву.
Упражнение 2 — орфографический тренинг. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
Упражнение 3 — повторение написания изученных орфограмм. Учитель читает стихотворение, после этого ученики самостоятельно заполняют пропуски, выделяют часть слова, в которой находится пропущенная буква. Далее организуется фронтальная проверка: учащиеся по цепочке комментируют выполненную работу. Особое внимание во время проверки обращается на слово (до) рассвета. Учащиеся выделяют приставку и корень, подчёркивают удвоенную согласную.
Дополнительное задание. Записать слова, в которых были пропущены буквы, по группам: в первую группу включить слова с орфограммами в приставке, во вторую — с орфограммами в корне, в третью — с орфограммами в суффиксе. После выполнения рассказать, какие типы орфограмм корня встретились в словах.
Упражнение 4 — развитие орфографической зоркости. Выполняется в парах или самостоятельно.
Словарная работа. Записать в словарик слово расстояние. Объяснить значение этого слова. Подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этим словом, одно из них записать под диктовку.
Обратите внимание. Ученики могут задать вопрос о наличии в слове расстояние приставки рас-. С точки зрения современного словообразования это слово является непроизводным (не образовано от слов стояние и стоять), но с точки зрения деления слова по составу приставка рас- выделяется (ср.: расстояние, противостояние; в слове расстояние корень связанный, членение производится на основании сопоставления с другими словами). Для учеников 3 класса эта информация сложная, поэтому рекомендуем ответить ученикам, что в слове нет приставки рас-, а написание двух букв с следует запомнить.
Дополнительная работа.
1. Записать только те из диктуемых учителем слов, в которых пишется ъ.
Диктуемые слова: подъём, соловьи, съедобный, съёжился, вьюнок, подъёмный, вьюга, объятия, подъезжать, разъяснение, изъездить, бьёт, вьёт, бурьян, въезд, вьются.
2. Прочитать слова, написанные на доске, и записать в тетрадь только те, в которых вместо пропуска пишется буква с.
Слова на доске: ра...бег, бе...дорожье, и...царапать, бе...совестный, ра...чертить, ра...шить, бе...цельный, бе...шумный, ра...считать, бе...цветный, бе...численный, и...вестие, ра...вариваться, ра...грызать, ра...печатать, бе...водный, и...пуг, и...мучить, ра...вести.
Домашняя работа. Повторить правило написания приставок на з/с. Списать в рабочую тетрадь слова упр. 1 и 2 тетради «Пишем грамотно».
Ваш комментарий к уроку