Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с (раз-/рас-, из-/ис-, без-/бес-)
Правописание
Задачи урока: отработать правила написания приставок, оканчивающихся на з//с (раз-/рас-, из-/ис-, без-/бес-); провести орфографический тренинг.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (работа в паре) — отработка правописания приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-. Перед выполнением упражнения повторяется изученное на прошлом уроке правило и алгоритм его применения. Выполняется письменно в парах. Во время проверки учащиеся читают слова каждой группы.
Упражнение 2 — орфографический тренинг написания слов с данной группой приставок. Предлагается как домашнее или самостоятельное задание.
Упражнение 3 (работа в группе) — развитие орфографической зоркости. При организации работы в группах возможно несколько вариантов: либо класс распределяется на произвольное количество групп, и каждая из групп выполняет задание упражнения в полном объёме, либо класс распределяется на три группы, при этом первая выписывает слова с орфограммой в приставке, вторая — с орфограммой в корне, третья — с орфограммой в суффиксе. Следует отметить, что слово забег должно быть записано в первый и во второй столбики. Учитель указывает также, что слово язычок нужно записать не только во второй столбик, но и в третий (орфограмма гласного в суффиксе —
Дополнительное задание. Назвать слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова».
Упражнение 4 — поиск слов с приставками, словарных слов; развитие памяти; отработка алгоритма подготовки к письму по памяти. Слова с приставками: (на)
Словарное слово — иней. Учитель просит найти слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова» и объяснить написание букв в этих словах.
Следует обратить внимание учеников на слово заря, предупредив, что правило написания этого слова будет изучаться позже, а пока нужно запомнить, что в корне пишется буква а. Учащиеся определяют, что нельзя подобрать проверочное слово для первой гласной буквы в слове серебра, и делают вывод, что оно является словарным.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — отработка правописания слов с приставками. Выполняется самостоятельно. После проверки учитель просит учащихся прочитать эти слова ещё раз и закрыть тетрадь. В рабочих тетрадях учащиеся в два столбика записывают под диктовку слова этого упражнения, подчёркивая удвоенные согласные на границе приставки и корня.
без-, из-, раз- |
бес-, ис-, рас- |
Упражнение 2 — комплексное повторение написания приставок. Выполняется в парах с последующей проверкой.
Упражнение 3 — развитие функции контроля, закрепление правописания слов с приставками. Учащиеся самостоятельно читают письмо и ищут ошибки, учитель может подсказать, что Катя допустила в своём письме четыре ошибки. Учащиеся находят их в словах: рассказать, рассвет, искупаться, разговаривать. Учитель спрашивает, можно ли считать, что Катя совсем не знает правила написания приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-. Учащиеся отвечают отрицательно и в качестве доказательства приводят правильно написанные Катей слова с этими приставками: безветренное, использовала, распустились. Далее организуется работа над допущенными ошибками: слова выписываются, выделяются приставки, подчёркивается буква, с которой начинается корень; записывается ещё три примера с каждой из приставок.
Дополнительное задание. Найти в тексте письма и выписать пять слов с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова», три слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова».
Словарная работа. Списать с доски слова, вставляя пропущенные буквы. Слова на доске: р...ст...яние, г...гант, м...лина, остр...в, п...рог, к...мпьютер, к...рзина, м...чта, ...тец, р...бота, к...пуста, г...рой.
Дополнительная работа.
1. Записать диктуемые слова: расшить, бесшумный, рассчитать, разжать, разжевать, безжалостный. Выделить приставки, подчеркнуть первую букву корня.
2. Найти ошибки в написанных на доске словах: бездомный, расписание, расдать, растаять, расказ, рассвет, разгрузить, разяснить, испечь, бесердечный, безболезненный.
3. Сравнить звучание и написание слова безвкусный, выяснить особенность корня вкус (в корне есть орфограмма «Непроверяемые согласные в корне слова», именно это и затрудняет правильное написание приставки в слове безвкусный). Записать в тетрадь три раза слово безвкусный, запомнить его написание, составить предложения с этим словом, одно из предложений записать.
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют вместе с учителем упр. 62 в тетради «Учусь писать без ошибок»; остальные самостоятельно сначала выполняют упр. 57 этой тетради, а потом — упр. 62. При проверке учитель спрашивает класс, перед какими корнями из предложенного списка может стоять приставка без-, и просит объяснить, почему перед корнем -сказ- эта приставка стоять не может.
Домашняя работа. Выполнить упр. 2 учебника. Подготовить первые семь строчек стихотворения упр. 4 учебника к письму по памяти.
Ваш комментарий к уроку