Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Подлежащее

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с различными способами выражения подлежащего; отработать умение находить в предложении подлежащее.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за различными способами выражения подлежащего. В первом предложении текста подлежащее выражено именем существительным каникулы, во втором — сочетанием двух имён существительных, одно из которых представлено предложно-падежной формой (Валя с Галей), в третьем — словом они (термин «местоимение» не вводится). Учитель объясняет, что слово они замещает имена девочек.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает результаты наблюдения.

Упражнение 1 — отработка умения находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения. Отрабатывается также умение находить и сказуемое, так как по заданию в выписанных предложениях учащиеся должны определить грамматическую основу. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся по цепочке читают предложения, находят подлежащее, называют, чем оно выражено; если не именем существительным, предложение записывается, в нём выделяется основа. Правильно выполнить упражнение позволяет «языковое чутьё» учащихся как носителей русского языка: с такой частью речи, как местоимение, учащиеся ещё не знакомы, но они вполне могут различить местоимения и имена существительные. Учащиеся выписывают четыре предложения.

Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова костюм.

Упражнение 2 (работа в паре) — закрепление умения находить подлежащее, совершенствование самоконтроля. Скрытая трудность упражнения в том, что в двух предложениях подлежащее определено правильно, а общая направленность работы — поиск ошибок, поэтому именно при анализе этих предложений проверяется знание признаков подлежащего. Каждое предложение записывается, учащиеся проверяют, правильно ли найдено Ирой подлежащее, после этого подлежащее подчёркивается.

Рубрика «Давай подумаем» помогает учащимся вспомнить формы глагола светить и готовит к восприятию материала рубрики «Тайны языка». При проведении лингвистического эксперимента учащиеся меняют в предложениях формы сказуемых и приходят к выводу, что это «разрушает» предложения. Они вспоминают один из признаков предложения, изучавшихся во 2 классе: слова в предложении стоят в определённой форме.

Рубрика «Тайны языка» позволяет обобщить знания: между подлежащим и сказуемым существует определённая грамматическая связь — сказуемое соотносится с подлежащим.

Упражнение 3 — закрепление знаний о связи подлежащего со сказуемым. Все слова, данные в скобках, подходят по смыслу, но лишь одно из них подходит по форме, следовательно, при выборе подходящего подлежащего учащиеся могут опереться только на форму слова. Упражнение выполняется устно.

Дополнительное задание. Преобразовать предложения, поставив в качестве подлежащего оставшееся слово, например: Снова пришёл сентябрь, и рассказать, какие при этом происходят изменения со сказуемым.

Упражнение 4 — развитие чувства языка, совершенствование операции контроля. Выполняется фронтально письменно в классах с высоким уровнем подготовки, в остальных классах может не проводиться. При исправлении ошибок учитель просит учащихся работать с формой сказуемого, а подлежащее оставлять неизменным.

Обратите внимание. В упр. 4 правку можно проводить двумя способами — изменяя форму сказуемого и корректируя способ выражения подлежащего. Если ученики предложат оба варианта правки, следует поддержать их, отметив хорошее «языковое чутьё». Варианты правки с изменением формы сказуемого: Саша играл с товарищем в мяч; Недавно у мамы был день рождения (единственно возможный вариант правки); Я с отцом поехал на рыбалку; Нас с сестрой очаровала программа концерта (единственно возможный вариант правки); Бабушка с дедушкой ходили в театр. Варианты правки с изменением способа выражения подлежащего: Саша с товарищем играли в мяч (подлежащее выражено словосочетанием Саша с товарищем); Мы с отцом поехали на рыбалку (подлежащее выражено словосочетанием мы с отцом); Бабушка ходила в театр с дедушкой (подлежащее бабушка; форма с дедушкой — дополнение, о чём ученикам можно пока не сообщать, обратив их внимание на то, что от слова ходила можно задать вопрос

Дополнительная работа.

1. Записать по памяти подготовленные дома семь строк стихотворения.

2. Закончить предложения, начала которых даны на доске. Записать наиболее интересный вариант предложения в тетрадь.

 Летний день...

 Летние дни...

 Золотой лист...

 Золотые листья...

 Журавли с печальным...

 Журавль с печальным...

 3. Выполнить упр. 83 в тетради «Учусь писать без ошибок».

4. Добавить в предложения подлежащие.

 Стояла поздняя...

 С деревьев давно облетели...

 Только на верхушке дикой яблони ещё висело одно...

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, вместе с учителем находят подлежащие в написанных на доске предложениях:

Остальные учащиеся сначала выполняют творческое задание — придумывают и записывают три предложения, в каждом из которых подлежащим будет слово листья, а потом самостоятельно работают с предложениями, написанными на доске (выписывают в тетрадь подлежащие). Результаты работы обсуждаются, учитель отмечает учеников, которым удалось составить интересные, не повторяющиеся в смысловом отношении предложения.

Домашняя работа. Выполнить письменно упр. 3 учебника.

Ваш комментарий к уроку