Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Сказуемое
Как устроен наш язык
Задачи урока: познакомить с различными способами выражения сказуемого; отработать умение находить сказуемое.
Работа по учебнику
Обратите внимание. Материал данного урока довольно сложен для третьеклассников. Педагогу необходимо тщательно проанализировать предлагаемую учебником информацию и соотнести её с уровнем подготовки учащихся. В классах, где большинство учеников нуждаются в постоянном контроле со стороны учителя, рекомендуем лишь отдельные рубрики и упражнения для фронтальной работы. Ученики, способные работать самостоятельно, могут выполнять дополнительные задания и упражнения индивидуально или в парах с последующей проверкой результатов.
Рубрика «Вспомни изученное» активизирует полученные на предыдущих уроках знания. Если учащиеся не могут ответить на вопросы, учитель предлагает ещё раз прочитать сведения о сказуемом и его признаках (с. 62 учебника).
Упражнение 1 — отработка умения находить в предложении сказуемое. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся по очереди выходят к доске, записывают предложение, находят и подчёркивают сказуемое.
Дополнительное задание. Найти слова, которые обозначают действие предмета, и вспомнить, как называются эти слова (глаголы).
Упражнение 2 — наблюдение за сказуемыми, выраженными глаголами. Выполняется письменно самостоятельно с последую щей проверкой.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за разными способами выражения сказуемого. После анализа предложений учащиеся записывают только первые два. Важно, чтобы ученики пришли к выводу: и в остальных предложениях есть сказуемые.
Вопросы учителя (направляют рассуждения учащихся). О ком говорится в третьем предложении? (О мальчике.) Что говорится о мальчике? (Что он умён.) Можно ли сказать, что в предложении есть сказуемое? (Да.) Каким словом оно выражено? (Словом умён.) Аналогично разбираются остальные предложения. Таким образом, ученики получают первоначальное представление о различных способах выражения сказуемого, что позволяет предупредить закрепление в их сознании ошибочного стереотипа: сказуемое в предложении всегда выражается глаголом.
Рубрика «Обрати внимание» содержит сведения о том, чем, кроме глагола, может быть выражено сказуемое. После знакомства учащихся с материалом рубрики учитель просит учеников вернуться к рубрике «Давай подумаем» и найти предложения, в которых сказуемое выражено именем существительным, именем прилагательным, краткой формой имени прилагательного. Учитель должен привести полную форму прилагательного, чтобы ученики смогли сравнить обе формы и установить, чем отличается слово прохладен от слова прохладный, слово умён от слова умный. Затем класс переходит к работе с памяткой «Как найти сказуемое» и обсуждает применение алгоритма при нахождении сказуемых, не выраженных глаголами.
Рубрика «Обрати внимание» предлагает способ проверки правильности нахождения сказуемых в сложных случаях. Учитель отмечает, что в предложении можно изменить время действия (использовать слова было, будет на месте пропущенного есть).
Упражнение 3 — нахождение сказуемых в простых и сложных случаях. Упражнение выполняется фронтально устно, после чего учащиеся в парах выполняют упр. 4 и лишь затем письменно самостоятельно упр. 3.
Упражнение 4 (работа в паре) — закрепление умения находить сказуемое в предложениях, совершенствование операции контроля. Выполняется устно в парах.
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, самостоятельно выполняют упр. 86 в тетради «Учусь писать без ошибок». В это время учитель знакомит остальных учащихся с различными способами выражения сказуемого.
Дополнительная работа.
1. Выполнить упр. 84 и 87 в тетради «Учусь писать без ошибок».
2. Списать с доски предложения, найти и подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке.
Жил на свете трусливый мальчик.
В этот день я как раз двойку получил.
В классе все пересказ писали.
Однажды я принёс в класс крошечного ежа.
Домашняя работа. Из любой книги выписать в тетрадь три предложения и найти в них грамматическую основу. Учитель советует ученикам не выбирать слишком длинные предложения. Если же учащиеся выпишут такие предложения, то на следующем уроке во время проверки домашнего задания учитель помогает правильно выделить главные члены.
Ваш комментарий к уроку