Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся писать письма
Развитие речи
Задачи урока: познакомить с таким видом письменного общения (термин «жанр» не используется), как письмо; наблюдать за различными типами обращений в зависимости от того, кому пишется письмо.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (работа в паре) — развитие представлений о письме как тексте, составление плана. После коллективного обсуждения предложенных вариантов планов составляется общий план, включающий наиболее интересные и удачные вопросы к абзацам. Примерный план: 1. Как путешествуют наши письма? 2. Может ли письмо путешествовать в бутылке? 3. Для чего современные учёные используют бутылочную почту? 4. Может ли бутылочная почта поведать о загадках природы?
Упражнение 2 — наблюдение за формой обращения и прощания в письмах в зависимости от адресата письма. Не следует предварять это упражнение словами: «Ребята! Как бы вы обратились к другу, родителям?» Необходимо, чтобы ученики прочитали предложенные речевые формулы и объяснили, почему, например, обращение Привет, Юлька! адресовано ровеснику. Упражнение ориентировано на языковой опыт учеников. Обращения из писем А. П. Чехова приводятся для того, чтобы ученики могли использовать их в качестве образца. При последующей работе над письмом как жанром речи следует предлагать ученикам опираться на эти своеобразные эталоны обращений в письмах.
Рубрика «Обрати внимание» вводит пунктуационное правило выделения обращения на письме запятыми. Информация о том, что обращение не является членом предложения, на данном уроке не нужна, так как ученики знакомятся не с синтаксической единицей, а с правилами письменного текста. Это правило не требует заучивания, однако при проверке работ учеников необходимо исправлять возникающие ошибки. Рекомендуем на последующих уроках записывать на доске одно-два обращения без знаков препинания и предлагать ученикам найти и исправить ошибки. Например: Здравствуй Серёжа! Бабушка здравствуй! Добрый день Наталья Сергеевна.
Упражнение 3 (работа в группе) — закрепление и отработка сведений рубрики «Обрати внимание». Несмотря на то что задание предложено для устного выполнения, учитель может записывать на доске варианты обращений, предложенные группами. Не следует предлагать это упражнение для индивидуальной работы, так как его цель — подобрать как можно больше примеров обращений. В классах с высоким темпом работы ученики могут списать с доски некоторые примеры.
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слово привет, подобрать к нему родственное слово (приветливый), подчеркнуть непроверяемую орфограмму. В классах с вы со ким уровнем подготовки учитель может дать историческую справку, объяснив, что раньше слова привет, ответ, завет, навет были однокоренными (эти слова остаются однокоренными и сейчас — значение приставок в них достаточно прозрачно; однако для младших школьников эта информация избыточна): корень -вет- (общеславянское слово вети- ти — «говорить») означал «разговор, то, что связано с речью». Соответственно, в слове выделялись приставка при- и корень -вет-. Сейчас в слове привет приставка и корень не выделяются, поэтому его написание следует запомнить.
Ваш комментарий к уроку