Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Подлежащее и сказуемое

Задачи урока: сравнивать признаки словосочетаний и предложений; отработать умение составлять предложения и находить их грамматические основы.

Обратите внимание. Систематически словосочетания будут изучаться только в 4 классе. На данном уроке ученики устанавливают различия между предложением и словосочетанием, опираясь на свой опыт как носителей языка и на знания, полученные на предыдущих уроках.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» позволяет сравнить особенности (признаки) слова, словосочетания и предложения при анализе точек зрения двух учеников — Алёши и Наташи. Учитель выносит языковой материал рубрики на доску и организует проблемную ситуацию. Эта форма подачи более эффективна, чем работа по учебнику. Очень важно, чтобы учащиеся осознали и указали основные признаки предложения: интонационную оформленность; выражение законченной мысли; наличие сообщения о том, что кто-то (что-то) совершает действие, или пребывает в каком-то состоянии, или испытывает какие-то чувства. Результаты работы с рубрикой даются в виде обобщающей таблицы.

Языковая единица

Признак

Слово

Словосочетание

Предложение

1

2

3

4

Состоит из слов

+

+

1

2

3

4

Выражает законченную мысль

Не выражает законченную мысль, но имеет значение

+

Произносится с интонацией

+

Имеет главные члены

Не имеет главных членов; одно из слов главное, другое — зависимое

+

Упражнение 1 — тренировка умения отличать словосочетания от предложений, определять границы предложений, выделять грамматическую основу. Выполняется фронтально письменно. Перед выполнением упражнения учитель просит вспомнить правила оформления предложений. Выполненная работа выглядит так:

Упражнение 2 (работа в паре) — продолжение работы, начатой в упр. 1. Выполняется письменно. Выполненная работа выглядит так:

Во время проверки учитель просит доказать, что ученики записали именно предложения, а сочетания интересное письмо, записать адрес предложениями не являются.

Дополнительное задание. Найти и подчеркнуть главные члены предложений, определить вид каждого предложения по цели высказывания и по интонации.

Упражнение 3 (по выбору) — отработка умения составлять предложения из предложенного набора слов, учитывая принцип их сочетаемости; установление правильного порядка следования слов. Выполняется фронтально письменно с поочерёдной работой учащихся у доски.

Упражнение 4 (работа в паре) — сравнение словосочетаний и предложений, формирование умения составлять предложение из предложенных словосочетаний. Выполняется письменно в парах.

 Варианты составленных предложений:

Обратите внимание. Возможная трудность связана с определением сказуемого в третьем предложении. Не следует акцентировать внимание учеников на том, что в данном предложении представлен сложный случай. Советуем использовать традиционный алгоритм поиска главных членов предложения: о ком говорится в предложении? (О брате.) Что говорится? (Что он спортсмен.) После выполнения упражнения учитель просит ребят объяснить, почему слова Капельки сверкали — это предложение, а слова капельки росы (обратите внимание на правильный вопрос при анализе данного словосочетания: капельки (какие?) росы, вопрос чего? неправильный), сверкали на траве — словосочетания. В процессе обсуждения ещё раз повторяются основные признаки предложения и его отличие от словосочетания.

Дополнительная работа.

1. Из предложений на доске выписать грамматическую основу и словосочетания.

Предложение на доске: Вечером Костя рассказал страшную сказку о Кощее Бессмертном.

Выполненная работа: Костя рассказал; рассказал вечером, рассказал сказку, страшную сказку, сказку о Кощее Бессмертном.

Предложение на доске: Мишка быстро налил в кастрюлю холодной воды.

Выполненная работа: Мишка налил; налил быстро, налил в кастрюлю, налил воды, воды холодной.

2. Выполнить упр. 85 в тетради «Учусь писать без ошибок», определить вид предложений по цели высказывания и по интонации.

Домашняя работа. Выписать из любого текста три предложения, выделить главные члены.

Ваш комментарий к уроку