Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать письма

Развитие речи

Задачи урока: рассмотреть способы оформления писем в зависимости от адресата; учить редактировать предложенные в учебнике тексты писем.

Обратите внимание. Опыт письменного общения у младших школьников небольшой, и с такими явлениями устной и письменной речи, как официально-деловое общение и канцеляризмы, они, конечно, не знакомы. Однако важно, чтобы ученики, как носители языка, самостоятельно нашли («почувствовали») ошибки в языковом оформлении писем. Поэтому на уроке следует ориентироваться на «языковое чутьё» учеников: сначала они самостоятельно читают тексты упр. 1 и 2, обсуждают (с учителем и друг с другом) то, что им не понравилось в этих текстах, выявляют наличие недочётов и, наконец, самостоятельно (в классах с высоким уровнем подготовки) или при помощи учителя исправляют тексты. В классе с невысоким темпом работы можно предложить выполнить упр. 2 и по возможности вместе с учениками исправить письмо девочки, зафиксировав некоторые образцовые фразы на доске.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — наблюдение за языковым оформлением письма, адресованного ровеснику, исправление допущенных недочётов. После самостоятельного прочтения учениками текста упражнения учитель организует обсуждение заданных в упражнении вопросов. Не следует обращать внимание учеников на грамматические формы в предложениях: важно, чтобы ученики выполнили задание эмпирическим (опытным) путём. В случае затруднений при ответах на вопросы учитель должен привести свои варианты, чтобы у учеников появился своего рода образец. Работу следует организовывать поэтапно: прочтение текста; его общая оценка (понравилось/не понравилось; интересно/не интересно; получали или писали такие письма сами ученики или нет и т. п.); исправление недочётов. Опираясь на материал предшествующего урока блока «Развитие речи» (упр. 2 урока 31, образцы обращений), учащиеся подберут вариант обращения и объяснят, что и почему нужно заменить (варианты: Здравствуй, Петя!, Привет, Петя!, Добрый день, друг! и т. п.). Далее аналогично разбирается весь текст письма. Учитель может фиксировать на доске варианты исправленных предложений. Если позволяют темп работы и время, ученики могут списать отредактированный текст письма. Не следует усложнять задание упражнения (например, предлагать учащимся написать (придумать) какую-нибудь интересную историю, которую мальчик мог рассказать в своём письме), чтобы не переключать внимание учеников с языкового оформления текста на его содержание.

Рубрика «Обрати внимание» вводит слово адресат. Ученики не должны запоминать это слово, однако в последующей работе над письмом как жанром письменного общения учителю следует периодически его использовать.

Упражнение 2 (работа в паре) — аналогично упр. 1, однако текст письма оформлен в разговорно-бытовом стиле и более понятен младшим школьникам. Именно поэтому в классах с невысоким уровнем подготовки учеников упр. 1 можно не проводить, посвятив урок подробному анализу и исправлению текста упр. 2. Необходимо обратить внимание не только на нарушение правил этикета (девочка не учитывает, к кому обращается), но и на лексические (употребляет в письме просторечные слова) и грамматические ошибки (много по вам скучаю), логические несоответствия (Они мне написали, и я прыгала до потолка), стилистические погрешности (повтор слова хорошо). Работая в парах, учащиеся должны прийти к выводу, что Дима, Нина, Никита, Серёжа и Алла правильно указали на ошибки в письме Наташи. Незамеченной осталась только одна ошибка — Я так много по вам скучаю (вместо Я так сильно по Вам скучаю). Работа над исправлением текста письма проводится по образцу упр. 1.

Рубрика «Обрати внимание» вводит орфографическое правило использования прописной буквы в местоимении Вы. Важно, чтобы ученики не столько запомнили правило, сколько поняли смысл употребления заглавной буквы — знак уважения. Позже можно будет давать ученикам дополнительные задания: написать приглашение взрослому человеку (на концерт, праздник и т. п.), исправить ошибки в предложении, написанном на доске (например, в приглашении: Дорогая Нина Петровна! Приглашаем вас на наш праздник), исправленный вариант записать в тетрадь.

Дополнительная работа.

В классах с высоким уровнем подготовки и хорошим темпом работы можно предложить творческое задание: написать своё письмо, рассказав в нём о каком-нибудь интересном событии, наблюдении, встрече.

Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слово огород, подобрать к нему родственные слова (огородный, огородик), подчеркнуть непроверяемую орфограмму. В классах с высоким уровнем подготовки учитель может дать историческую справку о том, что раньше слова огород и город были однокоренными (городити — «огороженное чем-либо место»), однако в современном русском языке эти слова «разошлись»: принято считать, что слово огород образовано от глагола городить, а слово город — непроизводное (ни от чего не образовано). Следовательно, в слове три орфограммы: огород, первые две из которых проверить нельзя.

Ваш комментарий к уроку