Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Второстепенные члены предложения

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с видами второстепенных членов и их функцией; ввести понятия «распространённое» и «нераспространённое» предложение; отработать умение выписывать из предложений словосочетания, задавать вопрос от главного слова к зависимому.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за функцией слов, не входящих в грамматическую основу. Примерный ответ на вопрос рубрики: «Оставшиеся слова поясняют главные члены предложения и позволяют выразить его основную мысль более полно. Благодаря этим словам предложение передаёт больше информации».

Упражнение 1 — отработка умения распространять предложения с помощью предложенных слов, тренировка умения задавать вопрос от главных членов к второстепенным. Выполняется фронтально письменно. Учитель одновременно вызывает троих учеников к доске, каждый из них составляет и записывает по одному предложению: Вчера выпал пушистый снег. Грустные берёзы стоят у дома. Весело шелестит молодая листва. Вопросы от главных членов к второстепенным задаются устно. В результате сравнения предложений в учебнике с теми, которые записаны в тетради и на доске, учащиеся приходят к выводу, что последние содержат более полную информацию. Это позволяет осознанно усвоить обобщающий материал последующей рубрики.

Рубрика «Тайны языка» вводит новые термины — «второстепенные члены предложения», «распространённые предложения», «нераспространённые предложения»; обобщает высказывания учащихся о роли второстепенных членов предложения (поясняют, уточняют, дополняют предложение).

Упражнение 2 — различение распространённых и нераспространённых предложений, отработка умений вычленять из предложения словосочетания и задавать вопросы от главного слова к зависимому. Выполняется фронтально. Учащиеся читают предложение, выясняют, является ли оно распространённым, и записывают его в тетрадь. Учитель, работая с предложениями на доске, оставляет место для того, чтобы во время последующей устной работы вписать в пробелы вопросы к второстепенным членам (учащиеся выполняют в своих тетрадях обычную запись). После того как пять предложений будет записано, следует перейти к отработке умения задавать вопросы к второстепенным членам предложения. Сначала учитель задаёт вопрос, который актуализирует известные учащимся знания: что нужно сделать, чтобы найти второстепенные члены? (Найти и подчеркнуть главные члены, оставшиеся слова являются второстепенными членами предложения.) Затем организует тренировку в постановке вопроса и в поиске слов, от которых задаётся вопрос. Учитель вписывает вопрос и проводит стрелки от главного слова к зависимому — важно, чтобы учащиеся видели, от какого к какому слову ставится вопрос.

Обратите внимание. Опора на зрительное восприятие помогает предотвратить нередко возникающее у младших школьников ошибочное представление о том, что вопрос всегда задаётся от идущего ранее слова к следующему за ним.

Образец выполненной работы на доске:

Для закрепления новых знаний и проверки их усвоения учитель просит назвать: 1) словосочетания, в которых главным словом является сказуемое, а зависимым — один из второстепенных членов; 2) словосочетание, в котором главным словом является подлежащее, а зависимым — один из второстепенных членов; 3) словосочетание, в котором главным словом является второстепенный член предложения, а зависимым — другой второстепенный член этого предложения.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает наблюдения, проведённые при выполнении упр. 2.

Памятка «Как найти второстепенные члены предложения» разбирается с опорой на вынесенный на доску языковой материал учебника, после чего учащиеся самостоятельно формулируют алгоритм, а затем сравнивают с материалом учебника (с. 84).

Упражнение 3 (по выбору) — отработка умения находить в предложении словосочетания, определять главные и второстепенные члены предложения. Выполняется фронтально письменно в классах с высоким темпом работы, в остальных классах может быть разобрано только одно предложение. Учитель по очереди вызывает учащихся к доске. Сначала записывается всё предложение, затем определяются и подчёркиваются его главные члены, после этого выписываются словосочетания в заданной последовательности.

Образец выполненного упражнения:

Рубрика «Обрати внимание» содержит очень важную информацию: связь подлежащего со сказуемым не является словосочетанием. Знакомство с рубрикой можно провести, опираясь на таблицу, предложенную в комментариях к уроку 32. Ученики должны вспомнить, что без главных членов предложение не может существовать, следовательно, наличие подлежащего и сказуемого (грамматической основы) — это сигнал о том, что перед нами не словосочетание, а предложение.

Упражнение 4 (трудное) — составление предложений из заданных слов. Предлагается в классах с высоким уровнем подготовки или сильным ученикам для самостоятельного выполнения с обязательным контролем после завершения работы. Учитель просит сначала составить и записать предложения, а потом выписать словосочетания. Следует учесть, что первое предложение — безличное (нет выраженного подлежащего), во втором предложении — составное глагольное сказуемое: любим слушать (термины не вводятся). Для предупреждения возможных ошибок следует записать на доске главные члены предложений. Если у учащихся возникает вопрос об отсутствии подлежащего в первом предложении и о выражении сказуемого во втором, следует пояснить, что в первом случае неясно, кто рассказывает (нет того, кто совершает действие: он или они подразумеваются), но действие — рассказывается — совершается (значит, в предложении есть один из главных членов — сказуемое); во втором предложении слово любим без следующего за ним слова выражает своё значение неполно (что любим? — слушать, перебивать, смеяться), поэтому сказуемое состоит из двух слов (второе слово уточняет, дополняет значение первого). Можно также сказать ученикам, что, кроме простых способов выражения подлежащего и сказуемого, в русском языке есть другие, сложные способы выражения главных членов, о чём ученики узнают в средней школе.

Образец выполненной работы:

В былинах рассказывается о русских богатырях.

Вариант: В русских былинах рассказывается о богатырях.

рассказывается (где?) в былинах, рассказывается (о ком?) о богатырях; о богатырях (каких?) русских; вариант: в былинах (каких?) русских

Вечерами мы любим слушать бабушкины сказки.

любим слушать (когда?) вечерами, любим слушать (что?) сказки, сказки (чьи?) бабушкины

Рубрика «Обрати внимание» вводит названия видов второстепенных членов предложения: обстоятельство, определение, дополнение. При любом количестве выполненных упражнений и разобранных на уроке рубрик эта рубрика должна заканчивать урок.

Дополнительная работа.

1. Выписать из каждого предложения: подлежащее и второстепенный член, который от него зависит; сказуемое и второстепенный член, который от него зависит; второстепенные члены, которые связаны друг с другом.

Радостно блестит весеннее солнце.

В синем небе звёзды блещут.

Знакомый сторож громко постучал в окошко.

2. Найти и исправить ошибки в постановке вопросов к второстепенным членам предложения.

Мышонок спокойно жил в своём воздушном домике.

жил (как?) спокойно, жил (где?) в домике, жил (в каком?) в своём (ошибка), жил (в каком?) в воздушном (ошибка)

Дубовая дверь покрылась мелкими водяными капельками.

дверь (какая?) дубовая, дверь (что сделала?) покрылась (ошибка), покрылась (чем?) капельками, капельками (какими?) мелкими, капельками (какими?) водяными

Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слово шелест, подчеркнуть непроверяемую орфограмму; подобрать родственные слова (шелест, шелестеть, шелестящий, зашелестеть, прошелестеть и т. д.), составить и записать предложение с одним из этих слов.

Домашняя работа. Выписать из любой книги понравившееся предложение, найти в нём главные члены, выписать словосочетания с второстепенными членами, поставив к ним в скобках вопросы.

Ваш комментарий к уроку