Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Обстоятельство
Как устроен наш язык
Задачи урока: познакомить с обстоятельством как второстепенным членом предложения; отработать умение выделять обстоятельства в предложениях.
Работа по учебнику
Обратите внимание. Напоминаем, что в наших учебниках раздел «Синтаксис» предшествует разделу «Морфология», поэтому знакомство с второстепенными членами предложения предполагает опору на языковой опыт учащихся, их умение задавать от одного слова к другому смысловые (синтаксические) вопросы. В связи с этим необходимо заранее тщательно продумать, в каком объёме вы будете предлагать своему классу представленный в учебнике материал, но так, чтобы алгоритм представления очередного второстепенного члена не нарушался. Целесообразно заранее познакомиться со всеми уроками учебника по темам «Обстоятельство», «Определение», «Дополнение» и комментариями к раскрытию этих тем.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за функцией обстоятельства как члена предложения.
Упражнение 1 — языковое развитие учащихся, дополнение предложений подходящими по смыслу обстоятельствами с опорой на вопрос и слова для справок. В процессе устной фронтальной работы устанавливается, какие слова должны быть вписаны в предложения, после чего ученики самостоятельно записывают текст, заменяя вопросы подобранными словами. После того как большая часть класса справится с заданием (не страшно, если некоторые ученики не успеют записать все предложения), учитель просит ответить на поставленные после текста вопросы. Первый вопрос не вызовет у учащихся затруднений, на второй вопрос могут быть даны разные ответы, которые учителю нужно объединить в общее высказывание, например: «Второстепенные члены предложения указывают, где и как происходят описываемые в рассказе действия. Эти слова нужны для того, чтобы пояснить, уточнить действие, обозначенное сказуемым».
В рубрике «Тайны языка» вводится понятие «обстоятельство»; даётся его значение; перечисляются вопросы, на которые отвечает этот член предложения (мнемонический приём); демонстрируется способ выделения обстоятельства в предложении.
Рубрика «Подсказка» помогает запомнить вопросы к обстоятельствам.
Упражнение 2 (работа в группе) — закрепление полученных знаний в ходе работы с рубрикой «Тайны языка». Выполняется в группах с последующим обсуждением. Учащиеся определяют, что вопросы заданы к обстоятельствам, находят лишний вопрос (под цифрой 6), записывают два предложения, в которых им известны все члены предложения, и подчёркивают в них подлежащее, сказуемое и обстоятельство.
Упражнение 3 (работа в паре) — отработка умения находить в предложении обстоятельство и правильно задавать к нему вопрос. Выполняется письменно в парах; в классах с невысоким темпом работы может не проводиться. Учитель напоминает, что сначала нужно найти грамматическую основу предложения, а затем задать вопросы от главных членов. В тетрадях ученики должны стрелками указать направления зависимости и записать вопрос к зависимому слову.
Образец выполненной работы:
Упражнение 4 — тренировка умения соотносить вид обстоятельства и вопрос, на который оно отвечает. Выполняется фронтально устно.
Рубрика «Обрати внимание» уточняет функцию (назначение) обстоятельства в предложении. После прочтения текста рубрики учитель спрашивает, какой из главных членов предложения поясняется обстоятельством. Учащиеся отвечают, что обстоятельством поясняется сказуемое, так как обстоятельство позволяет более точно и подробно описать действие, выражаемое в предложении сказуемым.
Упражнение 5 — поиск в предложении сочетаний «сказуемое + обстоятельство», отработка умения правильно ставить вопрос к обстоятельству. Сначала учащиеся записывают предложения полностью, затем выделяют в них грамматическую основу и лишь потом выписывают нужные сочетания.
Возможные трудности. 1) В словосочетании расположен (где?) вокруг дома учащиеся могут задать вопрос только к слову вокруг. В этом случае рекомендуется привести подобные примеры: вокруг моря? вокруг озера? — продемонстрировав тем самым, что слово вокруг не указывает на конкретное местоположение и является предлогом (термин может не употребляться). 2) Учащиеся задают вопрос гулял (где?) и отвечают по аллеям парка. В этом случае следует прочитать предложение без слова парка и предложить ученикам сравнить два предложения. Таким образом, с одной стороны, учащиеся убедятся в том, что правильно будет выписать словосочетание гулял (где?) по аллеям, с другой стороны, осуществляется наблюдение над определением (аллеям (каким?) парка).
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя выписывают из предложений, данных на доске, сочетания с обстоятельствами (тренировка в поиске обстоятельств и постановке вопросов); остальные записывают эти предложения в тетради, добавив к данным обстоятельствам как можно больше других (подходящих по смыслу).
Предложения на доске:
Гроза быстро приближалась.
Летом семья перебралась на дачу.
В жару ребята купались в озере.
Весной на лесных полянках появятся голубые подснежники.
После окончания работы и проверки (чтения) получившихся предложений учитель записывает наиболее интересные варианты на доске, а ученики в предложениях выделяют обстоятельства.
Дополнительная работа. Догадаться, как соотносятся предложения с их графическими моделями, и поставить у каждой модели соответствующую цифру предложения.
Ваш комментарии к уроку
Как устроен наш язык
Задачи урока: закрепить знания об обстоятельстве как второстепенном члене предложения, связанном со сказуемым; познакомить с фразеологизмами, выступающими в предложении в роли обстоятельств; отработать умение находить в предложении грамматическую основу и обстоятельства.
Работа по учебнику
Рубрика «Вспомни изученное» направлена на повторение знаний об обстоятельстве как второстепенном члене предложения. Учащиеся выбирают среди данных вопросов те, на которые отвечает обстоятельство: где?, куда?, когда?, откуда?, почему?, зачем?, как?. Среди предлагаемых ответов называют три правильных: обстоятельство обозначает: 1) место действия, 2) цель действия, 3) время действия.
Возможная ошибка. Учащиеся выбирают неправильный ответ: «Обстоятельство обозначает действие». Такая ошибка говорит о том, что учащиеся не усвоили материал предыдущих уроков.
Помощь. Учитель спрашивает, что обозначает сказуемое, а потом предлагает учащимся разобраться, какие слова уточняют действие, позволяют описать его более точно, но само действие не называют (оно выражается сказуемым). Далее учитель просит назвать те вопросы, на которые отвечают обстоятельства места, обстоятельства цели, обстоятельства времени.
Упражнение 1 — совершенствование операции контроля, закрепление умения находить в предложении грамматическую основу и обстоятельства. Выполняется фронтально письменно. После прочтения стихотворения учащиеся находят допущенные Юлей ошибки, записывают два первых предложения и определяют изученные члены предложения.
Ошибки, которые должны найти учащиеся: в первом предложении слово окуней обстоятельством не является, так как оно не отвечает ни на один из вопросов обстоятельства, в этом предложении есть два обстоятельства места, которые не заметила Юля: наловили (где?)
Возможная трудность. Постановка вопроса к форме на крючок.
Помощь. Отметить, что к форме на крючок нельзя задать вопрос куда?, так как это косвенное дополнение; правильный вопрос попался (на что?) Для большей убедительности можно привести ученикам примеры трансформации этого (или подобного) предложения: Рыба попалась на крючок — попалась (на что?) и Рыбу поймали крючком — поймали (чем?). Из приведённых примеров преобразования предложения видно, что у формы на крючок не обстоятельственное, а объектное значение, значение дополнения.
Упражнение 2 (работа в группе) — наблюдение: в роли обстоятельства могут выступать как отдельные слова, так и целые устойчивые сочетания — фразеологизмы. Первая часть задания — письменная запись предложений с фразеологизмами — выполняется в группах, последующее обсуждение проводится фронтально.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает результаты наблюдения.
Упражнение 3 — наблюдение за формами одного слова и их синтаксической функцией. В данном упражнении эти формы слова являются либо подлежащим, либо обстоятельством. Выполняется фронтально. После прочтения каждой пары предложений учитель предлагает найти в них формы одного и того же слова и определить, какими членами предложения эти фор мы являются.
Данная работа важна для языкового развития учащихся: они понимают, что разные формы одного слова могут играть в предложениях разную роль.
Упражнение 4 (работа в паре) — отработка умения определять вид обстоятельства. Выполняется письменно в парах. Учитель советует придерживаться данной в задании последовательности действий: сначала выписать все обстоятельства места, потом — обстоятельства времени и т. д.
Образец выполненной работы:
место действия — из кинотеатра, в Москве, на Луну время действия — летом, к вечеру, после зимы цель действия — за молоком причина действия — из-за дождя, от грозы образ действия — быстро, весело
Упражнение 5 (по выбору) — закрепление полученных знаний и умений. Предлагается либо для самостоятельного выполнения, либо как домашнее задание; в классах с невысоким темпом работы может не проводиться.
Возможные трудности. Определение главных членов в предложениях Это начался фейерверк и Через минуту распустилась клумба пионов.
Помощь. В предложении Это начался фейерверк подлежащее фейерверк, сказуемое — начался. Слово это не входит в состав грамматической основы, так как является выделительно-указательной частицей. Трудность с разбором этого предложения может возникнуть не столько у школьников, сколько у учителей, которые могут увидеть за словом это подлежащее, а к группе сказуемого отнести начался фейерверк (такой разбор будет ошибочным). В предложении Через минуту распустилась клумба пионов подлежащее — клумба, а слово пионов — несогласованное определение (термин не вводится): словосочетание клумба пионов не является цельным, следовательно, слова в составе словосочетания — разные члены предложения. Если учитель не уверен, что ученики самостоятельно справятся с этими предложениями, он заранее разбирает их в классе.
Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова фейерверк.
Дополнительная работа.
1. Определить вид предложений по цели высказывания и по интонации.
И вновь пришла весна.
Полярному лётчику часто приходится проявлять мужество.
Как звонко поют запоздалые птицы!
Ручей среди сухих песков куда спешит и убегает?
Проверь написание этого слова.
Не смей оглядываться!
2. Вспомнить, какие предложения называют распространёнными. Найти среди предложений, написанных на доске, нераспространённые предложения.
Туристы аккуратно перешли через ручей.
Опустели поля.
Вдруг послышался скрип ворот.
Наступила тишина.
Вы пал снег.
Домашняя работа. Выполнить упр. 5 учебника.
Ваш комментарий к уроку